ЛЕДЯНОЙ ДРАЙВ (THE ICE ROAD)
2021, США, 108 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссёр: Джонатан Хенсли
В ролях: Лиам Нисон, Лоренс Фишбёрн, Бенджамин Уокер, Эмбер Мидфандер, Маркус Томас, Холт Маккэллани
Лиам Нисон получил внезапное, но довольно крепкое творческое «второе дыхание». Теперь он – седовласый герой боевиков; 69-летний актёр готов продолжать в том же духе ещё многие годы, хотя, по большому счету, его последние картины достаточно скромные. В чём секрет? Наверное, во впечатлении, что производит этот человек: своим амплуа он делает жанр экшна каким-то бытовым, приземлённым. Такие фильмы с Нисоном, как «Снегоуборщик», «Ночной беглец», «Пассажир» даже выносят в названия эту специфику, делая «фильм с Лиамом Нисоном» отдельным жанром. «Ледяной драйв» продолжает череду таких картин, заимствуя многое у классики в лице «Платы за страх». Теоретически неплохой проект на экране часто оказывается неумелым – в первую очередь из-за тех самых штампов «нисоновского» жанра и отсутствия запоминающегося героя.
Фильм открывается коротким прологом, в котором подробно описываются трагические последствия взрыва метана на горнодобывающем предприятии. Две дюжины шахтёров находятся в ловушке под землёй: воздуха хватит лишь на 30 часов. Для спасения мужчин нужно оборудование, слишком тяжёлое, чтобы его можно было доставить вертолётом. Единственный вариант – найти водителей грузовиков, достаточно смелых, чтобы проехаться по ледяной дороге в начале апреля… как раз, когда лёд начинает таять. Компания снаряжает три грузовика: первым управляют Майк и его брат Гёрти. Майк – суровый мужчина с ирландской внешностью Нисона, а его брат по сюжету – ветеран войны в Ираке, страдающий от ПТСР и вызванной этим умственной неполноценностью. За «баранкой» второго сидит мудрый чернокожий Голденрод – лидер экспедиции. В третьем грузовике – бесстрашная Танту и приставленный к команде страховой агент горнодобывающей компании.
В самом начале кажется, что настоящая суть истории заключается в повторении вышеупомянутой «Платы за страх», однако, это не совсем так. Вскоре становится очевидным, что борьба человека и стихии есть отвлекающий маневр сценария. «Ледяной драйв» не может удержаться от того, чтобы скатиться в криминальный боевик: проблема в том, что, кажется, никто из сценаристов этого изначально не планировал, поэтому подобные элементы и выглядят глупыми на фоне основной истории. Приёмы боевика, в котором «хорошисты» сталкиваются с «плохишами», снижают эмоциональное воздействие, которое, на самом деле, здесь довольно тщательно продумано. Динамика отношений Майка с братом – удачный выбор для фильма, но «Ледяной драйв» так боится погрязнуть в чём-то похожем на чувства, что распределяет сюжетный вес между экшн-моментами. Драму же подогревают искусственно, постоянно «наведываясь» в шахту к заблокированным в ней работникам, что становятся всё более отчаявшимися с каждой новой сценой.
Самая неприятная проблема, с которой сталкивается лента, заключается в том, что ледяная дорога, создающая захватывающий пейзаж, почти полностью нарисована на компьютере. Это снижает и соответствующее драматическое напряжение: редко веришь, что герои находятся в опасности. Танту объясняет зрителю, что путешествие смертельно опасно, так как нельзя ехать слишком медленно, чтобы не провалиться под лёд, и слишком быстро, чтобы не перевернуться. «Ледяной драйв», увы, не разделяет эту дисциплину, часто уделяя время дурной компьютерной графике: было бы более эффектным показать фильм из кабины грузовика, а не на фоне дурного «зелёного экрана».
«Ледяной драйв» демонстрирует зрителю несколько потрясающих образов и запоминающихся (или, по крайней мере, оригинальных для кино) моментов, но сценарий слишком часто заключён в удерживающей схеме объяснения сюжета. Актёры не устанавливают взаимопонимания своих персонажей, из-за чего сценаристам приходится через их уста разжёвывать зрителю происходящее на экране. Разделяет экранный материал разве что Лоренс Фишбёрн, и то из-за желания почивать на собственных лаврах «крутого» персонажа. Нисон же, главный герой своего нового «нисоновского фильма», вновь не выходит из стоического застоя, что приводит к очередному кривому триллеру; великий актёр окончательно смирился и переходит в режим удручающего автопилота: за последнее время, я, дескать, был ЦРУ-шником, пассажиром, стрелком, снайпером, вором, снегоуборщиком, теперь вот водилой… кто дальше?
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 25 июня