ВЫСОКАЯ ТРАВА (THE TALL GRASS)
2021, Axis Animation (Великобритания), 11 мин.
Режиссёр: Симон Отто
По рассказу Джо Р. Лансдейла
Эта жутковатая история начинается в светлом и уютном купе убаюкивающе-мчащего поезда. Как и положено, иллюзия безопасности очень быстро растворяется, а двигателем сюжета становится человеческое любопытство. Ну, то самое киношное человеческое любопытство, когда зритель искренне недоумевает, зачем персонажу такие приключения на свою филейную. Когда несмотря на все предупреждения – вербальные и не только – героя все равно тянет погулять по краю пропасти, заигрывая со смертью и судьбой.
Здесь наиочевиднейшим образом прослеживается связь с творчеством Лавкрафта и вдохновлявшегося последним Кинга, что работает на экспозицию даже лучше, чем, собственно, сама экспозиция. Прекрасно подобранный под историю стиль, вобравший в себя лучшее из обоих миров двумерной и трёхмерной анимации, идеально работающий на атмосферу и готовый в нужный момент навести жути, несмотря на изначальную безобидность. Это обволакивающее параноидальное ощущение незримого присутствия зловещей хтони в каких-то двух шагах от привычного и безопасного мирка в итоге остаётся самым удачным ходом эпизода. Не зря говорят, что иногда ожидание лучше свершения.
Но ожидание не будет вечным, тем более в рамках короткого метра. Довольно скоро зрителю открывается природа таинственных зарослей, и открывается во всей красе. И здесь любопытный анимационный кошмар перестаёт работать: излишняя детализация обитателей высокой травы – тот редкий момент, когда создатели дешёвых ужастиков, где весь хронометраж что-то мельтешит в ночи, оказываются правы в своём творческом подходе (и вовсе это не попытка спрятать нулевый бюджет, ага). Здесь бестиарий хоть и сделан на славу и выглядит занимательно, но уже не пугает. А далее акценты быстро смещаются на банальную беготню с ещё более банальным клише в кульминации.
Серия могла стать хоррор-жемчужиной сезона, если бы не смазанная и невыразительная концовка. Такое мог себе позволить Говард Филлипс Лавкрафт, завершая свой очередной рассказ пугающим мраком неизведанного, бросая читателя одного наедине с разгулявшейся фантазией в самый неподходящий для такого момент. Но «Высокая трава» – это, увы, не литература начала прошлого века, а современная анимация, где такие финалы расцениваются не иначе как творческое бессилие.
Егор Пичугов