БУНКЕР (LIFE HUTCH)
2021, Blur Studio (США), 13 мин.
Режиссёр: Алекс Бити
По рассказу Харлана Эллисона
С первых же кадров нас пытаются ввести в заблуждение. Тёмное помещение, лужа крови, лежащий в ней герой Майкла Б. Джордана. На его лице проступает пот, взгляд тяжёл – идеальный, казалось бы, перфоманс молодой звезды. Эм, ок, а причём тут анимация? Снова читерский эпизод вроде «Ледникового периода» из прошлого сезона, где живые актёры в настоящих декорациях подглядывали за небольшой CGI-вакханалией в своём морозильнике? Как бы не так – аниматоры постарались ввести зрителя в подобное заблуждение. Перед нами ничто иное как компьютерный аватар актёра, ровно как и его иммерсивное окружение не более, чем набор пикселей (или, если побыть немного занудой, вокселей). Из всех серий, выполненных в стилистике гиперреализма (а таких, на минуточку, в этом сезоне добрая половина), именно «Бункер» преуспевает в этом лучше всего. Понятно, что без привлечения самого Джордана не обошлось, но даже с учётом технологии захвата движения, поверить, что перед нами не живой человек, а рендер – очень тяжело
(главвред вот даже после просмотра не поверил, – прим. не верящ. главвред.)
Далее нам дают перевести дух, пока наблюдаем за прелюдей к происходящему в виде очередной космической войны на звездолётах против зловещего инопланетного противника. Здесь как раз создатели спускают зрителя с небес на землю, поскольку на открытых космо-пространствах обманывать реалистической картинкой еще не наловчились: слишком затратно играть с тенями, пылью, светом и естественностью движений, когда в кадре такие площади. Возможно, отчасти поэтому главный герой так стремительно решается покинуть открытое пространство, укрывшись в уютном бункере.
Но будь всё так просто, эпизод, при всех его технических преимуществах, смело можно было клеймить наискучнейшим в сезоне. Очень быстро островок безопасности становится адской ловушкой, где главное блюдо в меню – противостояние человека с машиной. На стороне кожаного мешка – смекалка и пиковый инстинкт самосохранения. У ведра с гайками – эффект внезапности и недюжинная сила. И пусть развитие этой истории идёт по всем канонам, понервничать всё равно придётся.
Как уже было упомянуто, главная фишка здесь – пугающе дотошная детализация. Полученные повреждения и эмоциональный отклик главного героя на них позволяют максимально проникнуться происходящим. Дополняет всё это потрясающий саспенс, нагнетаемый за счёт тесного пространства, ограничений движения и множественных травм. Даже несмотря на несколько комичный способ избавления от проблем (кошатники оценят), напряжение не пропадает вплоть до исхода сюжетного конфликта и достижения катарсиса.
Очевидные параллели с первым эпизодом отнюдь не портят впечатления. Нравоучительные предостережения в духе «Чёрного зеркала» тоже: всё-таки никто не пытается отрицать пользу технологического прогресса и нарастающей роботизации. Но учиться лучше на неудачных примерах из научной фантастики, а не на личном опыте. Представьте только, если бы 3 закона роботехники были написаны реальной кровью, как методички по охране труда и технике безопасности.
Егор Пичугов