КОДЕКС КИЛЛЕРА (THE PROTEGE)
2021, США-Великобритания, 109 мин.
Жанр: боевик, детектив, криминал
Режиссёр: Мартин Кэмпбелл
В ролях: Мэгги Кью, Майкл Китон, Сэмюэл Л. Джексон, Дэвид Ринтул, Патрик Мэлахайд, Рэй Фиарон
При всём уважении к Мартину Кэмпбеллу, чей отлаженный подход к созданию боевиков привёл к таким картинам как «Маска Зорро», «Иностранец» и двум опереточным фильмам про Бонда («Золотой глаз» и «Казино Рояль»), есть в его фильмографии работы, которым нет оправдания. Речь идёт, разумеется, о «Зелёном Фонаре», ну и теперь о «Кодексе киллера» – проекте не таком уж и плохом, но слишком сумбурном. Кинофильм не обещает большего, но и не разочаровывает меньшим: это такая лёгкая картина, которую вполне можно было бы посмотреть и забыть, если бы не затейливые таланты и ощутимые усилия кинопроизводства, струящиеся в каждом кадре.
Мэгги Кью играет Анну – высококвалифицированную убийцу со сложной судьбой. У неё есть наставник – крутой убийца Муди в исполнении не менее крутого Сэмюэла Л. Джексона. Дуэт наемных убийц составляет классную команду – до тех пор, пока новый контракт, в котором замешан Муди, не приведёт к гибели последнего. Анна собирается отомстить за смерть учителя. Её поиски приводят к Рембрандту – таинственному мужчине в исполнении Майкла Китона, который не прочь пофлиртовать с киллершей, не принимая во внимание их двадцативосьмилетнюю разницу в возрасте.
«Кодекс киллера» – фильм в высшей степени тонально неравномерный. Начинается всё как холодная версия «Её звали Никита», далее поворачивается в комедийную сторону (отношения Анны и Муди напоминают отношения Убивашки и её отца из фильма «Пипец»), затем повествование делает резкий крюк в сторону корпоративного триллера о нечистых на руку бизнесменах, а к третьему акту все эмоционально несовпадающие части собираются воедино в версии «Мистера и миссис Смит» с пожилым Майклом Китоном и Мэгги Кью среднего возраста. Похоже, единственный верный стиль в «Кодексе» заключается в моменте, где Кью и Китон ведут непринужденную беседу в ресторане, пока они одновременно целятся друг в друга под столом. С другой стороны, ни мультяшных струй крови, ни членовредительства недостаточно, чтобы поколебать преобладающую атмосферу приключения: «Кодекс киллера», несмотря на то, что фильм откровенно жесток, всё равно остаётся историей о симпатичных убийцах, которые борются против всего мира.
Хотя ритм «Кодекса» достаточно несерьёзен, он всё равно часто оказывается на разных уровнях повествования. Выручают актёры – Китон по-прежнему харизматичен и элегантен, а Мэгги Кью, исполнившая в фильме все трюки сама, обладает драйвом. По крайней мере, «Кодекс киллера» содержит в себе живые бои – освежающий приём в эпоху компьютерной графики.
Самое главное для любого фильма – погрузить зрителя в иллюзию. Кэмпбелл умеет создавать атмосферу даже при наличии наиболее предсказуемых сюжетных поворотов. Талант не пропьёшь: режиссёр знал, как поставить кадр и дать представление о сути той или иной сцены, задействовав минимум визуальной информации. «Кодекс киллера» даже задаёт стиль – учитывая относительную некомпетентность других недавних боевиков (где к тому же главный герой также женщина, кхе-кхе), этим проектом хочется восторгаться. Даже обидно, что по своему духу «Кодекс киллера» напоминает «лебединую песнь» – проект, с наличием которого в фильмографии многие талантливые люди уйдут на пенсию: престарелый Мартин Кэмпбелл, старенький Майкл Китон, разваливающийся на глазах Роберт Патрик в эпизодической роли и Мэгги Кью, карьера которой, увы, не тянет на яркую звезду боевиков.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 19 августа