МАЛЫШКА (SWEET GIRL)
2021, США, 109 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма
Режиссёр: Брайан Мендоза
В ролях: Джейсон Момоа, Изабела Мерсед, Мануэль Рульфо, Эми Бреннеман, Адриа Архона, Милена Риверо
Новый боевик от Netflix под названием «Малышка» (он же «Папа и дочь») более чем циничен. Ещё бы, в этом запутанном драматическом триллере здоровяк Джейсон Момоа пытается отомстить за смерть своей жены (не кхалиси!), в то время как его дочь следует за слепыми потоками его гнева. Протагонист Рэй Купер, бывший военный и «выживальщик», которого и играет Момоа, является тем самым героем боевика, к которому приходят англоязычные крепыши «за сорок»: наш Аквамен и кхал Дрого становится этаким экзотическим (читай: смуглым) заменителем Марка Уолберга и Мэтта Дэймона, хотя бы по части демонстрации страданий американского обывателя средних лет, вставшего на путь борьбы с доморощенными злодеями. Звучит круто, но реализовано не так привлекательно: «Малышка» сочетает в себе аж четыре, а то и пять старых блокбастеров. Упоротая формула проекта включает в себя «Беглеца», «Терминатора», «Борна», а также «Эрин Брокович» (с примесью более позднего фильма – «Джона Кью» Кассаветиса), где главный герой – тот самый, пресловутый «обычный» американец в исполнении здоровяка Момоа.
Итак, Рэй потерял свою жену Аманду: она умерла от рака. Шансы на выздоровление уничтожила крупная фармацевтическая корпорация – чудо-лекарство внезапно сняли с продажи. Во время ток-шоу, на котором директор компании и молодой миллионер Саймон Кили даёт интервью, Рэй дозванивается до корпоративного босса и говорит, дескать, бойся гнева «маленького человека». Рэй, как подобает мужику, своё обещание сдерживает и «мстя его страшна»… а затем действие перескакивает на несколько лет вперёд, где уже отец-одиночка Рэй вместе с дочкой Рэйчел скрываются от корпоративных киллеров в американской глуши.
Чем увлекательна «Малышка», так это тем, что, несмотря на Джейсона Момоа в главной роли и его персонажа – типичного героя боевика, он всё же остаётся человеком. Само собой, он часто терпит неудачи, здоровяк должен перевести дух после каждого боя – настоящая личность в мире, где правят такие как Кили. Рэй не в состоянии нарушить законы физики или экономики: действие «Малышки» происходит явно не в мире кинокомиксов, так что каждое действие имеет противодействие. Конечно, согласно законам жанра, сценарий «Малышки» иногда потворствует деянием протагониста, так что Рэй на некоторое время превращается в супергероя «на полставки» – Джейсона Борна на партизанский манер. Тем не менее, с обывательской точки зрения, подобное выглядит отдалённо правдоподобно: приземлённый Момоа – эпический герой, восходящий к рабочему классу, который более убедителен в сценах, когда плачет от горя из-за смерти жены, чем в моментах, где бьёт пяткой в нос супостату. Экшн в «Малышке» есть, но он какой-то неудобный: и проходной второстепенный злодей в лице киллера, копирующего повадки Антона Чигура, и то, какому пути следует сценарий, наводят на грустные размышления.
Отношения между Рэем и его дочкой Рэйчел оказываются краеугольным камнем этой истории, однако, в какой-то момент они теряются на фоне бессмысленных боёв. Они упускают зрелищность из-за однообразности, а доверие к Рэю падает, когда тот демонстрирует псевдо-суперспособности. К чести напарницы Момоа Изабеле Мерсед внезапно удаётся куда лучше продемонстрировать свои боевые навыки: в то время как её экранный отец устрашает своим внешним видом, эта хрупкая на вид девушка задействована в паре остросюжетных сцен. Гораздо тяжелее оценить абсурдный сюжетный поворот с ней в третьем акте: кажется, сценаристы пересмотрели М. Найта Шьямалана, и, если уж на то пошло, «Схватку» Майкла Манна, к которой «Малышка» в паре сцен отсылает без особой на то причины.
«Малышка» предлагает зрителю множество экшн-сцен с участием Момоа и красотки Мерсед, но тонкости фильму явно не хватает: концепция исследования американского капитализма видится темой для совсем другого фильма. Какого-либо вдохновлённого потенциала в «Малышке» попросту нет – с самого старта очевидно, кто же здесь злодей, а социальная конъюнктура жертвуется в угоду лишним сюжетным поворотам и приевшимся экшн-сценам вроде погонь и боёв. Отношения отца и дочери же, на которые, вроде бы и делал ставку сценарий «Малышки», чуть задвигаются на второй план, особенно в финале, но яркость всё же присутствует (было бы здорово узнать об этих персонажах больше в какой-нибудь другой, более позитивной ситуации). Захудалое бытие в Питтсбурге, кажется, является форматом для привлекательной семейной драмы, хотя создатели выбрали более злой (и простой) путь: боевик эффектен, но при этом, абсурден, прост и возвращает к бесхитростному кинематографу 90-х, когда всё, что зрителю было нужно – «синий воротничок» с милым подростком, вышедшие на тропу войны. Встречайте, ребята, заменитель Шварца и Сталлоне «в одном флаконе» – мифоэпический мужик по имени Джейсон Момоа!
Егор Рябцев