Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Блокадный дневник
Автор: Антон СмирновДата: 12.11.2021 11:07
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК
2020, Россия, 118 мин.
Жанр: драма, история, военный
Режиссёр: Андрей Зайцев
В ролях: Ольга Озоллапиня, Сергей Дрейден, Андрей Шибаршин, Дарья Румянцева, Александра Гранина, Василина Маковцева


Февраль 1942 года, самая страшная и суровая зима в блокадном Ленинграде. Ольга – одна из жительниц скованного снегом умирающего города, у которой есть своя жизненно важная цель: увидеть отца, работающего фельдшером в амбулатории «Красного ткача». Путь, который ей предстоит пройти, легко может оказаться последним, однако, Ольга не в силах позволить себе умереть, не увидев папу, и для этого она готова проползти километры сквозь горы заледеневших трупов, спасаясь от снарядов и наблюдая за напоминающими живых мертвецов горожанами.

Истории о человеческих трагедиях не терпят фальши – особенно драмы, происходившие в реальной жизни, боль от которых порой не изжить целыми поколениями. Подвиг жителей блокадного Ленинграда, сумевших спастись в смертельной ловушке и ставших настоящей иконой триумфа силы духа, тем более не потерпит никаких манипуляций и патоки при переносе его на большой экран. Глядя на свежее детище режиссёра Андрея Зайцева, «Блокадный дневник», оказавшийся триумфатором Московского кинофестиваля и «Золотого орла», понимаешь, что артхаусный подход, наверное, это лучшее, что может предложить сейчас российский кинематограф, рассказывая о Трагедии с большой буквы. Однако ещё хочется понять, почему же этот фильм вызвал не духовное очищение, а некое недоумение.

В самом начале утверждая, что ни одна из историй в картине не выдумана, а взята из рассказов выживших блокадников и частично основана на воспоминаниях Даниила Гранина и автобиографической книге Ольги Берггольц «Дневные звёзды», олицетворённой души измученного Ленинграда, Зайцев ставит исключительно утрированное и театрализованное действо о Мёртвом Снежном Городе, утопающем по крыши в снегу и сплошь покрытом невообразимых размеров сосульками, напоминающими циклопические сталактиты. Жизни здесь словно нет совсем – даже снег исключительно серый, воздух застыл, покойниками усеяны квартиры, улицы, телефонные будки и замершие без электричества трамваи, а ленинградцы скорее напоминают ходячих покойников, витальное тепло вдыхают лишь воспоминания Ольги о детстве, заставляющие окрасить снежный ад тёплыми красками флэшбеков.

Вот только подобная гиперболизация и гротеск вместе с сюрным поведением персонажей никак не соответствуют заявленной режиссёром документальности, а преподносят историю как метафорическую притчу о Городе Смерти, что, с одной стороны, весьма любопытно и необычно. Но ключевой фразой здесь будет как раз «с одной стороны», поскольку подход Зайцева к материалу кажется однобоким и плоским. Детализация образов смерти и обречённости, которыми «Блокадный дневник» наполнен до отказа, производит жуткое впечатление, но вместе с этим никак не покидает ощущение, будто постановщик смакует эти моменты, стремясь поразить зрителя шок-контентом для нервной щекотки, заодно проводя откровенные и не слишком уместные параллели с зомби – достаточно вспомнить нелепо и вычурно поставленные эпизоды с толпой, хором бормочущей «хлеб», или оторванной рукой с зажатыми в ней продуктовыми карточками. Медленно передвигающаяся среди всего этого монохромного кошмара Ольга будто единственный нормальный человек в Чистилище, так как на её пути попадаются сплошь отморозки: грубые хабалки, истеричные милиционеры, обычные подлецы, даже те, кто пытается помочь, ведут себя грубо и без каких-либо положительных человеческих эмоций.

Здесь и кроется главная заноза фильма, не дающая воспринимать «Блокадный дневник» в соответствии с задумкой режиссёра, унылым монотонным голосом не прекращающего вещать за кадром – как уже было сказано, позиция Зайцева ясна и в качестве атмосферной зарисовки о бесчеловечной сути блокады картина может работать. Вот только Ленинград 1940-х, несмотря на все пережитые ужасы, никогда не был городом обречённых – иначе он просто не смог бы выжить. Люди слушали радио, в больницах устраивали детям ёлки, горожане оказывали друг другу помощь и поддержку и в массе своей никогда не теряли человеческого облика. Все герои Зайцева уже давно мертвы и из-за этого им не получается сопереживать, как-то сочувствовать и верить, что благодаря этим людям город однажды будет спасён; всё, что остаётся – почти равнодушно наблюдать за неплохо выстроенными мизансценами, часто напоминающими макабрические арт-инсталляции «на тему». Признаваясь в любви к творчеству Ольги Фёдоровны, Зайцев почему-то не слышит, что в её стихах заложена прежде всего дикая, жизнеутверждающая и сокрушительная энергетика, для этого достаточно прочесть одну лишь строчку «Я говорю с тобой из Ленинграда». Ему будто очень хочется рассказать о событиях исключительно со своей колокольни – тем самым он то и дело «отнимает» у главной героини её текст и порой лишает происходящее драматургической внятности, резко перепрыгивая от хоррор-эпизодов к претенциозности, а от натурализма к гротеску. Да, это было страшное время, спасибо, что рассказы наших бабушек и дедушек хотя бы приблизительно позволили узнать о нём со своих слов. Но этот период ни в коем случае не стал торжеством Смерти и лишившиеся рассудка горожане не составляли его большинство – иначе на лютую гибель был бы обречен уже не только Ленинград, а весь мир, что и звучит особо пронзительно в финале стихотворения «Ленинградке»:

Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?

Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
– Затем, что ты – сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!


Антон Смирнов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 53 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2025. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio