ДОМ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ (THE NIGHT HOUSE)
2020, Великобритания-США, 107 мин.
Жанр: ужасы, детектив
Режиссёр: Дэвид Брукнер
В ролях: Ребекка Холл, Сара Голдберг, Вонди Куртис-Холл, Эван Йоникит, Стэйси Мартин, Дэвид Эбельс
Школьная учительница Бет тяжело переживает самоубийство супруга Оуэна. Боль от внезапной потери усугубляется абсолютным непониманием его страшного поступка – явных причин сводить счёты с жизнью у Оуэна не было, а оставленная им предсмертная записка тем более ничего не прояснила, поскольку содержала весьма странный текст: «Ты была права. Там ничего нет. Ничто не преследует тебя. Теперь ты в безопасности». И, как будто этого мало, Бет начинают мучить жуткие видения, после которых она решает всё же найти ответы на терзающие её вопросы, которых станет только больше – например, зачем Оуэн строил на другом берегу озера зеркальную копию их собственного дома и для чего тайком встречался с женщинами, так похожими внешне на Бет?
Похоже, слоубернеры все активнее выдавливают из поля зрительского внимания более традиционные хорроры, привыкшие опираться на стандартные «бу» моменты, обильную беготню, монстров и кровавые спецэффекты – царство медленных и неторопливых, обволакивающих атмосферой и депрессивным по настроению фильмов ужасов с каждым годом только растёт, что, однако, не может не радовать, поскольку именно эти приёмы оказываются куда действеннее. «Дом на другой стороне» от создателя «Ритуала» Дэвида Брукнера удачно вписывается в подобную тенденцию, хотя особо медлительным кино назвать нельзя, пускай режиссёр и напирает больше на драму и психологические тонкости, связанные с проблемами главной героини.
Как мы уже наблюдали в «Ритуале», минус Брукнера как постановщика заключён в том, что он не до конца выжимает заложенный потенциал из козырных сюжетов, отчего во время просмотра то и дело хочется, чтобы кино было поглубже, посмачнее и поизобретательнее, но эти придирки дают о себе знать лишь тогда, когда понимаешь, что тебе есть с чем сравнивать. Сам по себе «Дом на другой стороне» является вполне качественным хоррором, больше психологическим, чем мистическим, но и паранормальщины в нём присутствует достаточно. Брукнер грамотно держит фокус как на Бет, так и на самой истории, аккуратно выстраивая ритм, порционно вводя интригующие элементы, не позволяющие зевать, и хорошо нагнетает напряжение, не забывая о достаточно жутких деталях и мрачной, гнетущей атмосфере.
Другим несомненным достоинством является отличная игра Ребекки Холл, изобразившей не унылую слезливую даму, запивающую горе бренди и достающую окружающих упадническим настроением – это детально продуманная героиня, за улыбками которой стоят слёзы и отчаяние, а за саркастическими шутками и поставленным, сверлящим взглядом прячется непонятная, но хорошо осязаемая жуть. Да, за такое не номинируют на «Оскар», но хорошее жанровое кино порой предоставляет обширный плацдарм для проявления актёрских способностей не хуже фестивальных драм и позволяет доказать, достаточно ли артисту стандартно играть в рамках предложенного, либо он способен наделить образ полнокровными чертами, что с успехом и сделала Ребекка. Само кино сложно назвать этапной работой в жанре вроде «Других» или «Реинкарнации», но это однозначно неглупая и дающая по окончании пищу для размышления драма ужасов, предлагающая лишний раз понять, что боль и утрату необходимо отпускать, а чужая душа, даже очень близкого человека – мрачные потёмки.
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 9 сентября