Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Обитель зла: Раккун-Сити
Автор: Ярик ЛенциусДата: 09.12.2021 05:33
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ОБИТЕЛЬ ЗЛА: РАККУН-СИТИ (RESIDENT EVIL: WELCOME TO RACCOON CITY)
2021, Германия-Канада, 107 мин.
Жанр: ужасы, фантастика, боевик
Режиссёр: Йоханнес Робертс
В ролях: Кая Скоделарио, Ханна Джон-Кэймен, Робби Амелл, Том Хоппер, Эван Джогиа, Донал Лог, Нил МакДонаф


Слёзы олдфага: боль – это когда любимая игра вот уже который год не может получить достойную адаптацию. Да, киноверсии Resident Evil Андерсона успешно наполнили кассы баблом, но с игровой вселенной у них связи не больше, чем у современных египтян с древними. И если после просмотра трейлера «Обители зла: Раккун-Сити» внутри вас зашевелилось паразитирующее чувство ностальгии с мыслью «а вдруг?», то нет. Краткий итог от фаната игровой вселенной: мусор без права на жизнь. Но всегда найдётся «но», а рецензия содержит спойлеры. И на случай, если спойлеры вам не нужны, а настрой не сбить даже гранатометом, то ниже универсальная рекомендация для всех, собравшихся посмотреть «Раккун-Сити» в кинотеатре: НЕ НАДО, ОНО ТОГО НЕ СТОИТ! А о том, почему не стоит, в рецензии ниже.

ТРУ РЕЗИДЕНТ

Фанаты Resident Evil делятся на два типа: правильные и неправильные (зачёркнуто) фанаты киновселенной и игровой франшизы. Теоретически существует третий – те, кому по душе оба варианта. Но автору такие не встречались. Может, потому что они как суслики, которые есть, но их не видно, а может потому, что связь с игрой в самой вменяемой, первой экранизации Андерсона, рушится где-то на пятой минуте, когда зритель-геймер не может внять, кто такая Элис с лицом Миллы Йовович, и почему она всеми силами пытается вписаться в события, которые имели место в игре без неё? Очевидно, «приветствующий» Resident Evil: Wellcome to Raccoon City снимался Йоханнесом Робертсом (автор «шедеврального» треша «Незнакомцы: Жестокие игры») как раз для категории «непонимающих» фанатов. Почему для этой категории, достаточно глянуть трейлер, который нет-нет, да цепляет струны ностальгии знакомыми кадрами из классической трилогии игр.

РАККУН-СИТИ УЖЕ НЕ ТОТ

Если же вы из тех, кто не понимает, почему нигде нет Миллы Йовович, то можете быть спокойны: «Раккун-Сити» заставит недоумевать всех. Даже ярых фанатов. Итак, фильм сходу примеряет на себя оверсайз: здесь есть и Джил Валентайн, и семейство Редфилд, и, конечно, Леон Кеннеди. Даже больше: весь инцидент в «Раккун-Сити» охватывает одну ночь 30 сентября 1998 года. В итоге фильм производит мутационное наслоение сюжетов в рамках полуторачасового попурри с некоторыми, скажем так, допущениями. Так, Криса и Клер с корпорацией зла Umbrella связали с помощью приюта, в котором растили обоих Редфилдов. Уильяма Биркина подстреливает вовсе не спецназ Umbrella, а Альберт Вескер. И получается уже не сюжет, а натягивание совы на глобус, где под сценарные ножницы попали «сочные» для зрелищного побоища мутанты-гиганты Тиран/Мистер Икс/Немезиз. С другой стороны, истории разных игр кучно связали, распараллелив повествование на две части: всё, что происходит в особняке, и всё, что происходит в городе.

Нет, это не означает, что классическая трилогия Resident Evil (или их ремейки) – образец сценарного мастерства. Игры создавались японцами, и в них считалось нормальным, например, военному иметь имя Михаил Виктор, а таинственному агенту расхаживать в экстравагантном платье. То есть, в сценарном плане игры тоже состояли из винегрета пафосных стереотипов из B-movie, который всерьёз не воспринимал никто. Ведь, как можно быть серьёзным, когда за героем всю игру по пятам следует два с половиной метра мутированного мяса с базукой в руках?

Но бюджет у фильма прост настолько, что вырвиглазная графика уже на этапе трейлера не сулит серьёзных спецэффектов. И шаг по урезанию всего «лишнего», включая знаковых мутантов, помог не только здоровски урезать бюджет, но и увязать события трёх игр так, чтобы не игравший человек сумел прочувствовать всю ностальгическую грусть, скрывающуюся за широкой вывеской «R.P.D» или при виде широкой лестницы в особняке Спенсера.

А ведь «Обители зла: Раккун-Сити» действительно не чужда любовь к атмосфере игр! Это и знаменитый грузовик с заражённым водителем, который сшибает всех и вся на улицах Раккун-Сити из Resident Evil 2, это и первый зомби, встречающийся в особняке Спенсера из Resident Evil 1… А как камера фиксирует открывающиеся ящики и двери…ну точно, как в игре! Добавить к этому каноничные дизайны помещений, показать загадку с роялем из оригинального Resident Evil 1 и фильм «for fans only» на какое-то время становится тем самым «Resident Evil» мечты, который в своё время хотел снять Джордж Ромеро.

БЕССЛАВНАЯ ЧЕТВЁРКА

Но даже готовых терпеть недостатки графики и сюжетный кроссовер, периодически пробуждают совершенно глупыми и пошлыми приёмами для погружения в атмосферу: через банальные диалоги, которые поясняют героям, кто всю жизнь прожил в Раккун-Сити (а заодно и зрителям), что это за Umbrella и почему особняк Спенсера вообще существует. Но настоящие ягодки дуристики расцветают, когда нас знакомят с персонажами. Ведь мы все знаем, что для интереса в команде должны быть четыре составляющих: антагонист, отбитый, душечка и идиот. Судите сами.

Джил Валентайн. Мадам, всерьёз рассуждающая о том, что лучше: быть съеденной змеёй или белой акулой (да, отсылка детектед). Заносчива и готова стрелять по всему, что движется. А что не движется – всё равно будет прострелено.

Крис Редфилд и Клер Редфилд. Оба выросли в приюте, спонсированном корпорацией Umbrella. Клер стала беглой бунтаркой. Крис же превратился в поборника Umbrella, которая, с его слов, сделала из него человека, оплатив учёбу.

Леон Кеннеди. В фильме становится сыном крупной шишки, которого перевели в Раккун-Сити за то, что он, фигурально, подстрелил зад напарнику. Теперь он нестриженный идиот, которого прессует даже начальник полиции. Любит на все ситуации отзываться фразой «вот жопа». Искренне недоумевает и тупит. И да, это будущий специальный агент Секретной службы США, который в Resident Evil 4 отправится спасать дочь презид… Впрочем, мы отошли от темы. Словом, либо это тонкая режиссёрская сатира, либо плохой сценарий.

Хотя вот Альберт Вескер, например, из шаблонного антагониста стал куда более человечным и, страшно сказать, вызывающим немного жалости «двойным агентом», которому за лёгкие деньги приходится не раз договариваться с совестью.

СПАТЬ ХОТЯТ И ЗОМБИ

Но даже со всеми этими составляющими фильм всё равно не клеится. Поначалу кажется глупым проникаться героями, которых так радикально изменили. Но вот тихо начинает покалывать совесть, ведь художники и декораторы старательно воссоздали аутентичный стиль игровых декораций. А потом наступает эпизод уличного забега… и вместо масштабного бедствия в городе, который заливается заражённой кровью, лишь скромная кучка зомбяков, да пустые улочки. Бюджетность, да. Но вот же особняк Спенсера, где зомби были едва ли не главным двигателем напряжения в узких коридорах. И что? Перестрелки в темноте под вспышки автоматных очередей навевают что угодно (даже, прости Capcom, Alone in the Dark Уве Болла), но не задор. И это всё перемежёвывается с пафосом и невразумительным «буллингом», как бы странно это ни звучало. «Быковать» в фильме вообще обычное явление. Начальник полиции Айронс влёгкую орёт на Кеннеди, чтобы тот подстригся, а мутировавший в монстра Биркин буллит Криса Редфилда, называя того неудачником!

Но вот он, ожидаемый поезд. Хочется в который раз вскрикнуть «как в игре!». Ведь каждый истинный фанат знает, что простыми поездки в поездах из лаборатории Umbrella не бывают… И вот наступает финал, а самый главный вопрос «зачем?» остаётся без ответа. Зачем нужно было снимать подобное кино, которое в фанатской среде покажется жиденькой пробежкой по знакомым локациям без мутированных «вкусностей», а сторонним зрителям, и того хуже, покажется безвкусной идиотией с одноклеточными персонажами, которыми совершенно не проникаешься? Можно предположить, что всё дело в ремейках. Вторая и третья части игр получили вразумительные ремейки и закономерно хорошие продажи. И вот киноделы на горячую решили взять знакомые имена и состряпать «в особо извращённой» так, чтобы «тру фан бои схавали».

РАККУН-СИТИ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ

И ведь нельзя сказать, что «Обитель зла: Раккун-Сити» снят сугубо под прицелом лёгких денег. Здесь безоговорочно крутой саундтрек 90-х, а любовь к музыке доносится даже из уст начальника полиции. И тот же пафос из уст героев – да переделанных, но всё же узнаваемых – на самом деле часто соответствует нездоровому пафосу из игр. Даже дочь Биркина, без которой легко можно было обойтись в фильме, тоже на месте. Она не играет никакой функциональной роли в сюжете, но она есть. Что это? Не иначе как дань уважения фанам.

И тем обидней, что даже для самого истинного олдфага, мечтавшего о качественной адаптации со времён слухов об экранизации Джорджем Ромеро, «Обитель зла: Раккун-Сити» запомнится как ностальгическая отрыжка с куцым сюжетом и ужасающим экшеном, который должен был устрашать или, хотя бы, поражать. Новичкам же вход в «Раккун-Сити» противопоказан. Здесь своя атмосфера. Местами ностальгическая, но гораздо чаще пустотелая. Этот эксперимент смело можно признавать неудачным. А жаль.


Ярик Ленциус

В кинотеатрах с 25 ноября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 427 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio