ОБИТЕЛЬ ЗЛА: ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА (RESIDENT EVIL: THE FINAL CHAPTER)
2016, Франция-Германия-Канада-Австралия, 106 мин.
Жанр: ужасы, фантастика, боевик
Режиссер: Пол У.С. Андерсон
В ролях: Милла Йовович, Иэн Глен, Эли Лартер, Шон Робертс, Оуэн Мэкен, Фрайзер Джеймс, Руби Роуз
МНЕНИЕ ПРОСТОГО ЗРИТЕЛЯ
Шестая (и, как обещано, последняя) часть франшизы начинается с несколько видоизменённой истории о возникновении Т-вируса. У доктора Маркуса, работающего на корпорацию «Амбрелла», крупнейший фармацевтический конгломерат, была маленькая дочь. Девочка страдала редким заболеванием, из-за которого к двадцати пяти годам умерла бы от старости. Отец безуспешно пытался найти лекарство, пока, наконец, не случился научный прорыв: полученную вакцину, названную Т-вирусом, стали использовать повсеместно. Затем активно начали проявляться побочные эффекты, вроде превращения людей в кровожадных зомби. Корпорация решила использовать вирус в своих целях, на пути такого решения встал сам Маркус, из-за чего и был убит доктором Айзексом. Он же удочерил девочку, а позже использовал все данные, которые собирал о ней отец, пока она была совсем маленькой, и загрузил их в компьютерную систему «Амбреллы».
Трехмерная проекция девочки стала называться Красной Королевой, и именно она рассказала Элис, что существует противоядие от Т-вируса, хранящееся в самом сердце корпорации – «Улье». Поэтому Элис должна сменить пейзаж разрушенного Вашингтона на кишащие зомби пустоши Раккун-Сити, по пути встретившись со старыми знакомыми: доктором Айзексом, гордо демонстрирующим пленённой девушке отрезанные головы её друзей, Альбертом Вескером и Клэр Рэдфилд, коротающей свои дни в отряде немногих выживших.
«Последний шанс спасти человечество – отправиться туда, где всё началось», – пафосно встречает зрителя «Последняя глава». «Обитель зла» возвращается с интересными новостями и характерными особенностями. Некоторые герои воскресли, но при этом флешбэки, которые хоть и несколько перекраивают события предыдущих частей, оставляют почти всю мифологию серии прежней. Из нетленного – всё та же борьба с корпорацией, та же Элис, расшвыривающая в стороны зомби и мутантов, выпрыгивающих на неё из темноты, как по расписанию – через каждые пять минут, тот же, если не более прокачанный скилл неубиваемости у большинства главных героев. И те же логические неувязки, по которым можно написать пару научных трудов. Из самого доставляющего: устроим взрыв ручной гранаты в левом кармане пиджака, который даже не заденет колбу со спасительной вакциной в правом; отрубим руку одному из героев, чтобы завести мотоцикл со сканером отпечатка пальца, а затем выкинем её, потому что в дальнейшем проблемы с заведением мотора, видимо, возникнуть не должно; будем оборонять башню, в которую собственноручно откроем парадную дверь, чтобы спасти явно обречённого безымянного персонажа («Открывай! Закрывай! Они прорвались!»).
Не то, чтобы это не в духе серии, скорее наоборот, но в случае с шестой «Обителью» складывается впечатление, что большая часть таких ходов – это не игра злодеев на человеческих слабостях и гуманистических посылах, а способ устроить пару эффектных сцен и потянуть время. Время здесь, кстати, как и прочие полезные ресурсы, тратится не очень рационально: на выполнение последней миссии Элис даётся 48 часов, и примерно половина пролетает за несколько десятков экранных секунд. Зато финальные минуты растягиваются до неудобоваримого тайминга.
Смертоносные ловушки выполняют свои функции наполовину, и, в основном, задействованы ради зрелищности (иногда ход оправданный, признаём). Но чаще всего вместо того, чтобы одним махом убить всех героев, когда есть такая возможность, злодей позволяет отряду идти дальше и продолжать терять по одному бойцу. Квест, как он есть, приправленный библейскими отсылками, пафосной демагогией и монтажом, который заставляет зажмуриваться чаще, чем регулярно выпрыгивающие из темноты монстры (скримеры, скримеры повсюду).
У антагонистов, помимо обязательных перестрелок и рукопашных схваток, находится время на то, чтобы скомандовать «Огонь!» и спросить: «Куда она опять делась?», дорога в Раккун-Сити передаёт привет «Безумному Максу», но при этом, как ни странно, находятся и положительные моменты. Во-первых, те самые экшн-сцены (все ведь понимают, что «Обители зла» снимаются не ради диалогов?). С масштабностью и взрывами всё стабильно, удовольствие могут добавить и ранжированные схватки с мутировавшими монстрами и сотрудниками «Амбреллы» (фильм в прямом смысле предлагает дойти до финального босса), к тому же здесь есть интересные фишки, вроде прогнозирования боя, и довольно впечатляющие локации. К концу оказывается, что у создателей всё в порядке и с чувством юмора: хотя на протяжении всего хронометража доказывалось обратное, парочка ВНЕЗАПНЫХ твистов способна не только изрядно повеселить, но и буквально довести до истерики.
«Ты быстрый, но не очень умный», – цитата адресованная Элис одному из героев, оказывается хорошей характеристикой и для «Последней главы». Попытка впихнуть кучу событий в оставшиеся «считанные минуты» с одной стороны действительно насыщает сюжет действием, но с другой – сильно его затягивает. По сути, фильм предлагает то, что от него ждут (в частности – фанаты), но иногда скатывается в слишком откровенный трэш. Единственное, что может его если не оправдать, то хотя бы объяснить создание – тот факт, что он, к счастью, не переписывает историю, а добавляет новых деталей, которые не всегда логичны, но худо-бедно способны поставить точку в истории корпорации и наконец объяснить, кто же такая Элис.
Анна Ентякова
МНЕНИЕ ФАНАТА
Испещрённый эгосинтонической клиповостью постапокалиптический zombiexplotation, представляющий художественно-эстетическую ценность разве что для оголтелых гиков, шестой фильм о воинствующей красотке и её вражде с ненавистным «Zонтиком» стремительно затягивает плюющегося зрителя в свои дурно пахнущие лопасти, где бессодержательное, практически бессюжетное пиршество дурновкусия берёт верх над сценарной состоятельностью, здравым смыслом и законами логики. Это (спец)эффектный клип-блокбастер, не имеющий ничего общего с кинематографом, безумная трупная фантазия геймера-эскаписта, так искренне радующегося последним часам жизни недостойной черни, что самовольно уничтожает ресурсы многострадальной планеты безо всяких зомби. Последние, в свою очередь, живее всех живых, в очередной раз с такими рожами взяли, да и припёрлись к Элис.
И вот плюющийся зритель догадывается (и догадывается ли?), что «Обитель зла» можно рассмотреть не как отдельный фильм в частности или франшизу в целом, а как (бес)культурный феномен, на который сваливается гора помоев, но который здравствует на поле зомби-хоррорщины уже на протяжении пятнадцати лет. Пятнадцати, Карл! Другое дело, что in the beginning of the 21th century нишу заполняли такие ребята, как Дэнни Бойл, Зак Снайдер и даже сам старик Ромеро, а сейчас приходится довольствоваться либо бесконечными сериалами, либо крепкими, но всё же экспериментами вроде «Новой эры Z». Давайте будем честными и признаемся, что по-хорошему безоговорочно достойной именно кинематографией можно назвать лишь первую часть: вот где безысходная герметичность «Улья», кислая мина Мишель Родригес, красное платьице Миллы, дающее понять, кто здесь Королева, и мощный техно-индастриал Мэнсона выстреливали не в бровь, а в самое глазное яблоко.
Теперь же Пол Андерсон буквально вырывает зрительский глаз и топчет его, шинкуя отснятый материал на винегрет; из серии в серию следует модным тенденциям, благодаря чему локационный минимализм, мэнсоновские гитарные риффы, а затем и саспенс уходят в небытие, любуется благоверной чуть ли не в каждом кадре и превращает злой resident в семейный бизнес. Чистый экшн, возведенный в абсолют, и на хрен метафоры, подтексты, рефлексии и второе дно. Только рубилово, только хардкор! Здесь хэдшотовость расправ пропорциональна хэштеговости мимолетно-рудиментарных диалогов, запредельная экшеновость, темп – вчерашней слоумошеновости, а давно утраченное чувство меры – искусственности увеличенной груди Миллы на красивых постерах. При этом её Элис переживёт личный апокалипсис, станет свидетелем глобального вымирания, обретёт жизнь после смерти и, наконец, получит шанс на то самое возмездие, которого все так долго ждали. Доктор же Айзекс не лечит, но калечит, причём в мировых масштабах: кажется, столь амбициозной мизантропии мы ещё не видели.
Оркестровый конец света – лишь фон извечного противостояния этих двух, поле боя – руины енот-мегаполиса, армия кадавров – результат загнивания западной цивилизации и единственный свидетель последней битвы. Её исход очевиден, гораздо интереснее, каким будет фаталити. В то же время слитый в унитаз Альберт Вескер становится жертвой приёма, опробованного ещё в верховенском «Робокопе», а покраснение королевы в итоге достигнет апогея: малолетней голографической стерве наконец станет стыдно за своё поведение и её хрестоматийное «вы все здесь умрёте» скоро некому будет говорить. Или таки будет кому?
«Последняя глава» – зрелище ради зрелищ, пекло адекватного киномана, стоическая ригидность постановщика, помноженная на антиинтеллектуальный мазохизм, монтажный пароксизм и беспросветные потёмки в кадре, где приветствуется только динамика, еще раз динамика и ничего, кроме динамики. История закончится там, где всё и началось – по другому быть не могло. Сюжетный интерес исключительно в рамках «чем же все это завершится?» Визуальный – «что они придумают на этот раз?» Парочка твистов и килограммы свежего мяса, чтобы хоть как-то оправдать хронометраж и заявленную финальность. Всё просто, как дважды два. Надел очёчи для распознания трёхмерности пространства и маскировки одномерности содержания – и вперед, навстречу ветру, погоням, толпам живой мертвечины, жаждущей откушать последней человечинки. Андерсон создал кино… нет, не кино даже, а целый отдельный иллюзион «для своих», zombie pleasure для тех, кто гордо именует себя «фанатом франшизы», героически терпит её падения и в то же время инфантильно радуется её крошечным победам. В конце концов, для тех, кто все эти пятнадцать лет находился рядом. Для них, родимых.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 10 февраля