НЕПОСЛУШНИК
2022, Россия, 115 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Владимир Котт
В ролях: Виктор Хориняк, Таисия Вилкова, Аглая Тарасова, Татьяна Орлова, Юрий Кузнецов, Максим Лагашкин, Антон Ескин, Сергей Селин
В наше непростое время шутить о религии равносильно самоубийству. Тебя тут же объявят еретиком, засланным либералом и нарушителем духовных скреп. Вот и превращается институт церкви в нашей стране в закостенелый рудимент, который не способен идти в ногу со временем и говорить с современным человеком на одном языке. Тем провокационнее и рискованнее выглядит попытка режиссёра Владимира Котта построить на религиозной тематике комедию для массового зрителя – могут неправильно понять и одним махом свернуть всю карьеру. Но относиться к институту церкви с траурной серьёзностью сегодня, без оглядки на новые реалии, кажется дорогой ведущей к забвению не только церкви, но и человеческой веры. А вера на сегодняшний день – ценность как никогда необходимая.
Вот и блогер-пранкер Дима в Бога особо не верил, зато верил в волшебную силу контента и просмотров на YouTube, которые обеспечили его безбедное существование. Только вот после очередного пранка в церкви на Диму завели уголовное дело, и грозит ему вполне реальный срок. Решив избежать наказания, Дима оказывается в провинциальном монастыре, где выдаёт себя за другого человека и пытается сойти за своего. Не знающего ни единой молитвы и далёкого от веры столичного мажора берёт под крыло настоятель монастыря отец Анатолий, у которого и своих забот хватает – в монастыре нет ни света, ни воды, а из-за аварийного состояния здания его грозятся закрыть. Возможно, только оболтусу Диме под силу помочь монастырю, а Богу – наставить своего заблудшего отпрыска на праведный путь.
Снимать кино на столь щекотливую тему, как религия, безнаказанно можно, пожалуй, только в Голливуде, где духовность давно пожрал алчный бес капитализма. У нас это всё ещё делают осторожно, опасаясь быть неправильно понятыми, а имея в довесок статью УК РФ, защищающую чувства верующих от любого инакомыслия и ереси, государство, волей-неволей, остужает пыл ретивых киноделов. Режиссёр Владимир Котт не побоялся рискнуть, выбрав в качестве комедийного антуража именно православный монастырь и засунув в его стены совсем уж лютого безбожника, для которого имя Отца, Сына и Духа Святого стоит меньше, чем лайки, репосты и великий YouTube. А дальше по заветам сверхпопулярного «Холопа» - изгнание семи смертных грехов из лоботряса посредством тяжёлого физического труда и заботы о ближних. Последний богатырь отечественного кинопрома Виктор Хориняк вновь подкупает зрителя своим обаянием, особо не пытаясь выходить из образа Ивана Муромца. Но, будем честны, амплуа харизматичного бабника и повесы Хориняку очень к лицу, так что легко можно поверить, что герой способен охмурить не только слишком серьёзную Аглаю Тарасову, но и вечно юную Таисию Вилкову, а вместе с ними и весь мужской монастырь во главе с Юрием Кузнецовым.
Юмор в картине Котта ситуативный и осторожный, без пошлости и перегибов. Перед нами типичное столкновение духовного и мирского, когда консервативных монахов пытаются вывести онлайн для поддержания связи с прихожанами, но монахам это не очень-то и надо. Подобные элементы уже использовались в богатырской трилогии, когда Иван нёс блага современной цивилизации крестьянам Белогорья и натыкался на недопонимание. Так и здесь прелести XXI века с трудом уживаются с утренними молитвами и отречением от земной суеты. При этом «Непослушник» неожиданно преподносит рабочую модель взаимодействия сегодняшней православной церкви с народом, благодаря которой в храмы можно было бы привлечь молодёжь. Ведь, согласитесь, будь в социальных сетях больше духовного и меньше разлагающего, это пошло бы на пользу всем. Как в своё время героиня Вупи Голдберг из комедии «Действуй, сестра» привела молодёжь в церковь песнями, так и герой Виктора Хориняка на личном опыте пытается донести православной церкви о необходимости модернизации института.
«Непослушника» Владимира Котта можно было бы упрекнуть в паразитировании на тонких духовных материях, да вот только ничего постыдного или крамольного в ленте нет. Напротив, это достаточно благоразумная и правильная история, пытающаяся примирить светское и церковное посредством лёгкой и забавной сатиры. И это, пожалуй, единственный верный способ в сегодняшнем переменчивом мире.
Сергей Прудников
Премьера с 3 февраля