Подсчёт самых страшных убытков, чуть было не разоривших продюсеров и, возможно, научивших их в будущем быть более избирательными в своих проектах. А ещё поломавших карьеры некоторым актёрам и режиссёрам.
Кино, знаете ли, это «сириус бизнес». Ещё братья Люмьеры продавали первым зрителям, смотревшим на синематограф как на мистику, билетики, чтобы те лицезрели великое прибытие поезда. Так или иначе, любой фильм, если абстрагироваться от творческой составляющей, всегда является аттракционом… а также «хлебом» для огромного числа людей, что задействованы в съёмках: от студийных владельцев и рекламщиков до художников постеров и водителей трейлеров кинозвёзд.
Бывает и так, что фильм не окупается и оборачивается кассовым провалом. На то много причин: отсутствие рекламы (или неправильная реклама), жёсткая конкуренция, непомерные производственные затраты, отрицательные отзывы критиков, «эффект Твиттера», скандалы, а также внешние факторы, такие как неудачное время выпуска картины на экраны или экономические проблемы общества в целом. Зачастую хочется недоуменно почесать затылок: как это так, почему наши с вами любимые фильмы так часто оказываются монументальными провалами? Ошибаются даже великие: Джордж Лукас, Стивен Спилберг и прочие имеют в своей фильмографии один-два, а то и больше кассовых провалов. В краткой сводке далее постараемся разобраться, оценив наиболее заметные (читай – позорные) строки голливудских студий. В конце концов, данные хоть и постыдные, но вполне открытые.
САХАРА (SAHARA), 2005
Режиссёр: Брек Эйснер
Бюджет: $ 130 000 000
Сборы: $ 68 671 925 в США и $ 50 568 426 в мире
Предполагаемый убыток: $ 80 000 000
Выход этого фильма на экраны многие ждали с нетерпением. Ещё бы, ведь «Сахару» рекламировали как нового «Индиану Джонса». Даже слоган «Большое приключение. Большие деньги. Большие неприятности» внушал доверие, а красавчик МакКонахи в роли Дирка Питта зазывал зрителей на экраны своей акульей улыбкой на постере. Режиссёром назначали Брейка Эйснера – сына тогдашнего директора Disney Майкла Эйснера, который хотел дать публики то, что по мнению боссов, ей нужно было: легкомысленный сюжет и доброе приключение. Но аудитория стараний не оценила. Провал был связан с непомерными производственными затратами. Запутанная схема финансирования, включающая 20 продюсеров и 4 сценариста, раздула съёмочный бюджет (куда, видимо, были включена даже ставшие известными взятки властям Марокко, где снимали большую часть фильма), а влипающий в скандалы Мэттью МакКонахи и капризная Пенелопа Крус требовали для себя «особые условия» (что бы это ни значило). Плюс ко всему 46-секундная сцена катастрофы стоимостью $2 млн. была забракована на монтаже. Вишенкой на торте стал судебный процесс Paramount с автором книги-первоисточника Клайвом Касслером из-за того, что ему не предоставили творческий контроль над сценарием. Суд окончился в 2007-м и в итоге Касслер был обязан заплатить продюсерам $5 млн. за уничижительные комментарии, а студия должна была заплатить $8 млн. автору за неисполнение обязательств по контракту.
СПИДИ ГОНЩИК (SPEED RACER), 2008)
Режиссёры: : брато-сёстры Вачовски
Бюджет: $ 120 000 000
Сборы: $ 43 945 766 в США и $ 50 000 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 80 000 000
В «нулевых» Вачовски были на коне благодаря «Матрице». Тем не менее, былые заслуги постановщиков не уберегли «Спиди Гонщика» от оглушительного провала в бокс-офисе. «Спиди» не повезло уже с календарём: выйти на экраны в одни выходные с безошибочными хитами, первым «Железным человеком» и сиквелом «Хроников Нарнии», само по себе практически финансовое самоубийство. В итоге подростки пошли любоваться Робертом Дауни, а дети помладше – продолжением сказки. Случайный зритель же при просмотре «Спиди» чувствовал подвох: оказалось, что зрелище рассчитано на фанатов оригинального аниме. Кассовые сборы страдали также и из-за позиционирования ленты и странноватых дизайнерских решений. Фильм обвинили в излишней «детскости» и упрощённости, а самими детьми он воспринимался каким-то «галлюциногенным».
РОБИН ГУД: НАЧАЛО (ROBIN HOOD), 2018
Режиссёр: Отто Батхёрст
Бюджет: $ 100 000 000
Сборы: $ 30 824 628 в США и $ 55 664 403 в мире
Предполагаемый убыток: $ 80 000 000
Кому была интересна ещё одна переработка истории о Робин Гуде? Ведь этот персонаж и его история уже подвергались несчётному количеству переосмыслений. Режиссёрский кинодебют Отто Батхёрста показал миру наиболее скучную и неряшливую версию. Критики называли этот вариант простым боевиком с ненужной мрачностью. Естественно, такими отзывами людей в кинотеатр не заманишь. Более того, «Робину Гуду», которого, кстати, по каким-то причинам рекламировали в первую очередь, как кино для детей и подростков, пришлось конкурировать с диснеевским хитом «Ральф против Интернета», что сразу ударило по юношеской аудитории. Провал был очевиден с самого начала.
ЛЮДИ ИКС: ТЁМНЫЙ ФЕНИКС (DARK PHOENIX), 2019
Режиссёр: Саймон Кинберг
Бюджет: $ 200 000 000
Сборы: $ 65 845 974 в США и $ 186 597 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 80 000 000
Завершение саги «Люди Икс» обязательно должно было стать успешным летним блокбастером. Ещё на старте рекламной кампании студия Fox объявила проект помпезным финалом «мутантской» серии с ремаркой, что будущие фильмы о Людях Икс (если они будут, конечно) попадут уже в руки Marvel Studios. Однако продюсеры не ожидали, что франшиза уже порядком поднадоела зрителю, а неорганизованная маркетинговая кампания, вызванная слиянием Fox с Disney, а также параллельное продвижение сиквела «Тайной жизни домашних животных», приведут к ошеломляющему провалу. Хотя местами «Тёмный Феникс» был необычен, зрители ругались на дурные диалоги и плохую графику. С другой стороны, с учетом сборов во всём мире, «Тёмный Феникс» заработал в прокате аж 250 миллионов долларов – вполне солидный результат, но только не для этой супергеройской франшизы, надежды на которую были куда выше.
ПЛАНЕТА СОКРОВИЩ (TREASURE PLANET), 2002
Режиссёры: Рон Клементс, Джон Маскер
Бюджет: $ 140 000 000 + $ 40 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 38 176 783 в США и $ 71 401 332 в мире
Предполагаемый убыток: $ 85 000 000
Disney пытались не просто создать футуристическую версию «Острова сокровищ», но и дать ответ Миядзаки, попутно запустив новую франшизу (или, по крайней мере, задать свой стиль). Дорогой мультфильм был нацелен на семейную аудиторию, случился казус. Дети его не поняли, так как сюжет был больше нацелен на подростков, взрослые откровенно скучали, а те самые мальчики-подростки, которые, как выяснилось, и были целевой аудиторией (именно для них вставляли песни о том, как это классно быть не таким как все), предпочли смотреть что-то, на их взгляд, более зрелое. А жаль, ведь эта дорогостоящая неудача «Планета сокровищ» сразу получила релиз в IMAX, а также имела прогрессивный на момент своего выхода сплав рисованной графики и трёхмерной анимации. Провал столь знаковой ленты никому не простили: стоимость акций Disney после премьеры «Планеты сокровищ» просела, а администрация студии через какое-то время приняла решение сократить все подразделения, отвечающие за традиционную рисованную анимацию.
47 РОНИНОВ (47 RONIN), 2013
Режиссёр: Карл Ринш
Бюджет: $ 175 000 000
Сборы: $ 38 362 475 в США и $ 113 421 364 в мире
Предполагаемый убыток: $ 90 000 000
Утомительный фильм о самураях стал одним из главных фейлов своего года. Частично это было связано с бесконечным переносом премьеры: создатели хотели «подкрутить» своему фильму версию в 3D, а также переснять пару сцен, чтобы увеличить экранное время Киану Ривза. Другая причина неудачи была связана с тем, что постановщика Карла Ринша уволили в 2012-м, поэтому картину доснимали вообще какие-то левые люди. Когда же «47 ронинов» вышел, ему противостояли, внимание, военный экшн «Уцелевший», семейный «Тайная жизнь Уолтера Митти» и наконец тяжеловес «Волк с Уолл-стрит». Для «47 ронинов» просто не нашлось аудитории, так что удивляться слабой кассе не приходится.
ЗЕМЛЯ БУДУЩЕГО (TOMORROWLAND), 2015
Режиссёр: Брэд Бёрд
Бюджет: $ 190 000 000
Сборы: $ 93 436 322 в США и $ 115 599 346 в мире
Предполагаемый убыток: $ 90 000 000
Тяжёлая сказка с явно взрослым подтекстом получила непростую судьбу в прокате. Хоть этот фильм и занял 30-е место в рейтинге самых кассовых фильмов 2015 года (казалось бы, неплохой результа), его огромный производственный бюджет и масштабная маркетинговая кампания не оправдали ожиданий студийных боссов. В первую неделю «Земля будущего» хорошо стартовала, однако, затем вышел эпический «Безумный Макс: Дорога ярости» и предсказуемо опрокинул конкурента (хотя нельзя сказать, что постапокалиптическая работа Джорджа Миллера стала суперхитом – она принесла своим создателям немного деньжат, но не более того). На разочаровывающий итог проката повлияли многие факторы: расплывчатая реклама, плохо определяющая целевую аудиторию (уверены, сейчас никто не может чётко сказать, как фильм рекламировали даже у нас в стране), перенос премьеры на шесть месяцев, а также бесконечный продакт плейсмент – от «Диснейленда» до «Кока-Колы».
ВОСХОЖДЕНИЕ ЮПИТЕР (JUPITER ASCENDING), 2016
Режиссёры: сестро-братья Вачовски
Бюджет: $ 176 000 000
Сборы: $ 47 387 723 в США и $ 136 500 689 в мире
Предполагаемый убыток: $ 90 000 000
Warner Bros. в то время явно не везло и ознаменованием неудачного года для студии стало как раз «Восхождение Юпитер». К счастью для Голливуда, Warner Bros. спонсировали фильм лишь на 40%: остальную сумму добавили какие-то несчастные австралийские инвесторы. Оригинальный, но при этом несколько упоротый сценарий космооперы делали с оглядкой на модную подростковую фантастику… которую публика, естественно, сочла наивной. Финансовая неудача, тем не менее, была лишь следствием глубинных проблем проекта: многократные пересъёмки, перенос даты релиза, желание Вачовски добавить дополнительные спецэффекты при пост-продакшене, а также дорогая реклама чрезмерно увеличили затраты. Первая неделя проката оказалась просто ужасной – «Восхождение Юпитер» наглухо побила полнометражка про «Спанч Боба» (!!!), что похоронило будущую франшизу на корню. Как-то не ладятся финансовые показатели фильмов Вачовски с тех пор, как они стали экспериментировать с собственной половой идентичностью... Совпадение? Не думаем.
ПРИЗРАЧНЫЙ ПАТРУЛЬ (R.I.P.D.), 2013
Режиссёр: Роберт Швентке
Бюджет: $ 130 000 000
Сборы: $ 33 618 855 в США и $ 44 705 365 в мире
Предполагаемый убыток: $ 91 – 93 000 000
В начале «десятых» Universal взялись за экранизацию малоизвестного комикса, позвав на главные роли Бриджеса и Рейнольдса. Копы-призраки становятся напарниками в загробной жизни, чтобы спасти мир людей. Может, на бумаге эта концепция и выглядела оригинальной, но критики и зрители тут же заметили, что сюжетные уши фильма торчат из «Людей в чёрном» и «Охотников за привидениями», и сравнение это было отнюдь не в пользу R.I.P.D. Почти сразу же после премьерного уик-энда «Призрачный патруль» дико забуксовал: фильмы ужасов, которые вышли с ним в одну неделю («Заклятие», например) оставили работу Роберта Швентке далеко позади. Вероятно, часть убытков была связано с «технической» стороной: сперва продюсеры настояли, чтобы приоритет отдавали прокату 3D-версий «Призрачного патруля», но публика на тестовых показах отмечала плохую компьютерную графику, из-за чего Universal приняла решение ограничить трёхмерную анимацию. А деньги не вернёшь.
ПОСЛЕДНЯЯ ФАНТАЗИЯ (FINAL FANTASY: THE SPIRITS WITHIN), 2001
Режиссёр: Хиронобу Сакагути, Мото Сакакибара
Бюджет: $ 137 000 000 + $ 30 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 32 131 840 в США и $ 53 000 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 94 000 000
Этот мультфильм имел астрономически дорогую для своего времени компьютерную графику и масштабнейшую мировую рекламную кампанию. На его создание ушло 4 года, а результат привёл к банкротству студии Square Pictures, для которой «Последняя фантазия» оказалась первым и единственным проектом. Фотореалистичная графика и довольно оригинальная сюжетная линия не спасли фильм. Хотя это был знаковый с технической точки зрения анимированный проект, он также был примером провала маркетинга. Почему-то студия рекламировало его как экранизацию видеоигры (хотя от серии игр Final Fantasy здесь только название), а журналисты-подлизы говорили, что, мол, вот теперь мы заживём: у нас будут новые, «компьютерные» актёры и актрисы, а это – первый фильм в этой линейке. Создатели надеялись на новаторскую идею использовать одних и тех же компьютерных болванчиков в разных проектах, превращая их в суперзвёзд, при этом не требующих звёздных гонораров, но на амбициозно плане поставил крест кассовый провал первой ласточки. Так что от планов внедрить синтетическую Аки Росс, наглухо больную «синдромом зловещий долины», в другие мультфильмы пришлось отказаться
(и, если честно, очень жаль: идея была революционной, а Аки симпатичной, – прим. ред.).
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЛУТО НЭША (THE ADVENTURES OF PLUTO NASH), 2002
Режиссёр: Рон Андервуд
Бюджет: $ 100 000 000 + $ 20 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 4 420 080 в США и $ 2 683 893 в мире
Предполагаемый убыток: $ 96 000 000
В начале «нулевых» Эдди Мёрфи был очень популярен, поэтому неудивительно, что на «Приключения Плуто Нэша» возлагались большие надежды. Как ни странно, именно актёр пострадал больше всего: именно этот фильм ознаменовал спад его карьеры. Инфантильный и несмешной сценарий фильма не поняли ни критики, ни простые люди. Разочарование было столь сильным, что «Приключения Плуто Нэша» «словили» сразу пять номинаций на «Золотую малину». Данные расследования кассового неуспеха фантастической экшн-комедии достаточно прозаичны. Оказывается, сценарий написали аж в 1985-м, но адаптировали для современного зрителя только в 2000-м. Также сказался и тот факт, что ленту аж два раза жёстко правили после неудачных тестовых показов. Увы, лучше от этого она так и не стала.
ОСТРОВ ГОЛОВОРЕЗОВ (CUTTHROAT ISLAND), 1995
Режиссёр: Ренни Харлин
Бюджет: $ 98 000 000
Сборы: $ 10 017 322 в США
Предполагаемый убыток: $ 100 000 000
Ренни Харлин, автор «Крепкого орешка 2», был ответствен за то, что пираты в кинематографе были непопулярны аж до выхода «Пиратов Карибского моря». Почему? Потому что «Остров головорезов» назвали «провалом десятилетия». Он по-прежнему пользуется репутацией одного из главных фиаско кинематографа. Всё-таки не часто встречаются столь феноменальные убытки на почти девятизначную (!) сумму. Причина была в том, что Харлин намеренно раздувал бюджет под актёров (например, тут снялся Мэттью Модайн, которому заплатили за роль 4 миллиона долларов, причём бюджет подбирали под Майкла Дугласа, Чарли Шина и Майкла Китона, мастеров совсем другого уровня, которые от этой роли отказались), а также «деревянная» Джина Дэвис – жена режиссёра, попавшая в фильм «по блату». Спонсором выступили независимая продюсерская компания Carolco Pictures (продюсировала, например, также «Терминатора 2») и MGM. Carolco, естественно, обанкротились ещё до премьеры и её активы выкупила 20th Century Fox.
ТИТАН: ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ЗЕМЛИ (TITAN A.E.), 2000
Режиссёры: Дон Блут, Гари Голман
Бюджет: $ 75 000 000
Сборы: $ 22 753 426 в США и $ 14 001 208 в мире
Предполагаемый убыток: $ 100 000 000
Второй проект Fox Animation Studios (вслед за «Анастасией») не «выстрелил» в бокс-офисе, несмотря на инновационную для своего время компоновку рисованной и трёхмерной анимации (даже сейчас мультфильм выглядит достойно). Причины провалы были связаны с тем, что мультипликатор Дон Блут отказался от проекта через 18 месяцев после начала, что вызвало перераспределение средств; затем последовало сжатие сроков и желание добавить трёхмерные элементы руководством студии. Прогрессивный «технический» мультфильм, как это смешно ни звучит, был побеждён «Побегом из курятника», потому что дети посчитали «Титана» сложным и непривлекательным. Из-за плохих кассовых сборов «Титана» Fox была вынуждена закрыть свою анимационную студию, разработавшую всего два проекта, отправить гуру анимации Дона Блута на заслуженную пенсию, а также сделать «Титана» в чём-то знаковым кинофильмом: это первый крупный голливудский проект, который стал распространяться посредством стриминга в интернете ещё в далёком июне 2000 года.
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЧЕТВЁРКА (FANTASTIC FOUR), 2015
Режиссёр: Джош Транк
Бюджет: $ 120 000 000
Сборы: $ 56 117 548 в США и $ 111 765 333 в мире
Предполагаемый убыток: $ 100 000 000
Этот приключенческий фильм был снят на волне успехов Marvel, но не «марвелами». Можно отнестись к картине по-разному. Может, это была попытка использовать выдыхающиеся авторские права или же действительно перезагрузить серию про супергероев, но картину стали критиковать ещё до её выхода на экраны. Негативные вести буквально преследовали «Фантастическую четвёртку». Здесь и замена постановщика на Джоша Транка (который после премьеры кратко назвал фильм «ошибкой»), и активное студийное вмешательство в творческий процесс, и переписывание сценария, и многократные пересъёмки, и долгий монтаж, и негативные отзывы на тестовых показах, и отрицательные критические отклики. Плюс (или, вернее, ещё один минус) ко всему этому, дёшево выглядящие, но дорогие спецэффекты, а также нечёткая рекламная кампания. Премьера состоялась в августе 2015-го, но летним блокбастером в прямом смысле этого слова фильм не стал. Все пенки сняла вышедшая по соседству «Миссия: невыполниа. Племя изгоев», которая при сопоставимом бюджете собрала на полмиллиарда больше.
БОЛЬШОЙ И ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН (THE BFG), 2016
Режиссёр: Стивен Спилберг
Бюджет: $ 140 000 000
Сборы: $ 55 483 770 в США и $ 139 759 641 в мире
Предполагаемый убыток: $ 100 000 000
Двухчасовой семейный фильм от Disney был профинансирован на явно избыточную для такой истории сумму в 140 миллионов долларов. Огромный бюджет был связан прежде всего с компьютерной графикой, а также желанием студии видеть в качества постановщика Стивена Спилберга. Ставка на большой хит о дружбе и храбрости не оправдалась, несмотря на всё визуальное великолепие картины. Возможно, просто не повезло (хотя фразой «просто не повезло» трудно оправдать стомиллионные убытки). В первые же выходные «Большой и добрый великан» столкнулся с серьёзным конкурентом в лице «В поисках Дори», а затем – с «Легендой о Тарзане». Несмотря на приличный старт и даже обгон конкурентов в первые две-три недели проката, этого было недостаточно, чтобы окупить столь существенный бюджет. Ну а дальше «Великана» догнали уже другие конкуренты: «Тайная жизнь домашних животных», «женская» версия «Охотников за привидениями» (ни себе ни людям!) и очередная часть «Ледникового периода», что задвигали фильм Спилберга всё дальше и дальше.
ИЗЛОМ ВРЕМЕНИ (A WRINKLE IN TIME), 2018
Режиссёр: Ава ДюВерней
Бюджет: $ 103 000 000
Сборы: $ 100 478 608 в США и $ 32 197 256 в мире
Предполагаемый убыток: $ 100 000 000
Научно-фантастический приключенческий фильм Disney был известен тем, что стал первым фильмом с бюджетом более 100 миллионов долларов, снятым небелой женщиной. Достижение, мягко говоря, сомнительное, но, видимо, больше ленте похвастаться было нечем. Повесточка, кстати, «Излому времени» не помогла: раздутый бюджет на маркетинг и кинопроизводство ни небелые, ни женщины отбивать в кинотеатрах не поспешили. Визуально ошеломляющий фильм оказался глупым и слабым. Ну хотя с премьерой до пандемии успели – выйди подобная лента на каком-нибудь Disney+, её бы смертельно закидали помидорами.
ЧУДО-ЖЕНЩИНА: 1984 (WONDER WOMAN 1984), 2020
Режиссёр: Пэтти Дженкинс
Бюджет: $ 200 000 000
Сборы: $ 46 534 027 в США и $ 120 000 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 100 000 000
Сиквел «Чудо-женщины» постоянно откладывался и в итоге опоздал как минимум на год с объявленной первой даты премьеры. В конце концов релиз отложили на конец 2020-го, а из-за коронавируса студия решила продвигать сиквел не только в кинотеатрах, но и параллельно на HBO Max. Дорогой, но не выдающийся и наивный «женский» блокбастер был предсказуемо обречён на провал из-за закрытия кинотеатров, эха самоизоляции и проблемы пиратства. В конечном счёте «1984» и близко не подошёл даже к самоокупаемости и, вероятно, дело здесь не только в безумном сценарии и пересъёмках. С другой стороны, некоторые заслуги киноленты всё же надо признать – перед вами самый популярный стриминг-контент 2020 года.
ДЖОН КАРТЕР (JOHN CARTER), 2012
Режиссёр: Эндрю Стэнтон
Бюджет: $ 250 000 000
Сборы: $ 73 078 100 в США и $ 211 061 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 100 - 115 000 000
Крупнобюджетный проект Disney до сих пор обладает сомнительной популярностью – частенько, вспоминая тот или иной кассовый провал, сравнивают его именно с «Джоном Картером». Непомерный бюджет, не считая колоссальные маркетинговые расходы (даже у нас в стране «Картера» продвигали весьма активно), с самого начала виделся неверным решением продюсеров. Возможно, частично это можно оправдать сменой руководства Disney, которая увеличила неразбериху в поступках руководства. Итогом этого стали дорогостоящие пересъёмки, реклама, дающая неверное представление о фильме, а также упор на продолжение (которого, естественно, не будет – ха!) и закономерное отсутствию зрительского интереса. Тейлор Китч, исполнитель главной роли космического приключенца, по сей день не может оправиться, довольствуясь ролями в сериалах, а о новой экранизации романов Берроуза на тему Джона Картера на Марсе заикнуться, очевидно, ещё не скоро.
ТАЙНА КРАСНОЙ ПЛАНЕТЫ (MARS NEEDS MOMS), 2011
Режиссёр: Саймон Уэллс
Бюджет: $ 150 000 000
Сборы: $ 21 392 758 в США и $ 17 600 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 100 – 140 000 000
Несмотря на сдержанные отзывы кинокритиков, анимационный научно-фантастический семейный мультфильм от Disney провалился в прокате с оглушительным треском. Студия, видимо, прогадала с целевой аудиторией: проект выглядел слишком нелогичным для большей части публики. Через какое-то время «Тайна красной планеты», конечно, эволюционировала в, можно сказать, культовое кино из разряда «так плохо, что даже хорошо», но если рассмотреть именно коммерческую составляющую, то здесь всё очень печально. Без поправки на инфляцию «Тайна красной планеты» является одним из самых убыточных фильмов в принципе. Потери были огромны и привели к художественному коллапсу. Прославленный мультипликатор Саймон Уэллс (автор «Балто» и «Принца Египта», между прочим) ушёл на покой. Студия Роберта Земекиса Image Movers Digital, отвечающая за спецэффекты, например, к «Рождественской истории», обанкротилась – её подразделение, занимающееся съёмками живых актёров, Земекису и по сей день тяжело поддерживать на плаву. Disney даже были вынуждены отменить свой ремейк «Жёлтой подводной лодки», который предполагалось выполнить по той же технологии motion capture, что и «Тайну красной планеты» – так велик оказался страх детей к компьютерным уродцам с мёртвыми глазами.
ТЕРМИНАТОР: ТЁМНЫЕ СУДЬБЫ (TERMINATOR: DARK FATE), 2019
Режиссёр: Тим Миллер
Бюджет: $ 185 000 000
Сборы: $ 62 253 077 в США и $ 198 866 215 в мире
Предполагаемый убыток: $ 110 – 130 000 000
Последняя (в настоящий момент) картина во франшизе о «Терминаторе» могла похвастаться исполинским бюджетом в 185 миллионов – и больше ничем. Бюджет же дорогостоящей маркетинговой кампании содержится в секрете, но, судя по всему, в него влито (вернее, слито) не меньше $80 млн. Результатом стали заранее заниженные ожидания, тонны смешных обзоров на YouTube, а также убытки студии свыше 100 миллионов долларов. В случае успеха «Тёмные судьбы» могли бы действительно «перезагрузить» серию, но на практике лишь похоронили франшизу: даже преданные фанаты, которых осталось уже слишком мало, не оценили ни возвращение той самой Сары Коннор, ни заверения Кэмерона, что, дескать, ему «очень понравилось». Может быть, все затраты на рекламу ушли на постройку новой дачи Кэмерона, чтобы он произнёс хвалебную оду?
МЕЧ КОРОЛЯ АРТУРА (KING ARTHUR: LEGEND OF THE SWORD), 2017
Режиссёр: Гай Ричи
Бюджет: $ 175 000 000
Сборы: $ 39 175 066 в США и $ 109 500 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 120 000 000
Эпическое фэнтезийное приключение? Да ещё за авторством Гая Ричи? Звучит не слишком обнадёживающе, но всё же интригующе из-за неочевидности кандидатуры постановщика. Путь молодого рыцаря Артура с самого старта съёмок подвергался критике, а когда состоялась премьера, то стало очевидно насколько весь этот быстрый монтаж, безостановочный темп, дурная графика, искромётные диалоги и хаотичные боевые сцены выбиваются из атмосферы легендарной истории. Студийные боссы схватились за головы: «Король Артур» оказался для Warner Bros. Орешком не по зубам. При этом отзывы после тестовых показов были сплошь позитивными, но «Король Артур» просто оказался неподходящим для Гая Ричи материалом. И полным провалом, особенно на фоне сиквела «Стражей Галактики». Примечательно, что кредит доверия режиссёра столь высок, что даже едва ли не крупнейшее фиаско в истории кино, не смогло повредить его карьере – Ричи продолжает снимать, довольно активно и не особо ограничивая себя в средствах.
СИНДБАД: ЛЕГЕНДА СЕМИ МОРЕЙ (SINBAD: LEGEND OF THE SEVEN SEAS), 2003
Режиссёры: Патрик Гилмор, Тим Джонсон
Бюджет: $ 60 000 000 + $ 30 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 26 483 452 в США и $ 54 284 432 в мире
Предполагаемый убыток: $ 125 000 000
Бюджет студии DreamWorks для двухмерного рисованного мультфильма был огромным и в основном из-за маркетинговых расходов. Если порыться в интернете, то можно обнаружить, что в Штатах «Синдбада» рекламировали очень активно: продавали мерчандайз, засовывали игрушки для детей в акциях Burger King’а и т.д. Поэтому коммерческая неудача «Синдбада» оказалась для студии неожиданной и разрушительной – она даже решила, что не хочет обанкротиться и приняла решение навсегда отказаться от мира 2D-анимации. Да, «Синдбад» вышел последним двухмерным проектом мультипликаторов. Тем же летом 2003-го на экраны вышел «В поисках Немо» – детишки предпочли именно трёхмерную анимацию, а DreamWorks сделала правильные выводы.
13-Й ВОИН (THE 13TH WARRIOR), 1999
Режиссёры: Джон МакТирнан, Майкл Крайтон
Бюджет: $ 160 000 000 + $ 25 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 32 698 899 в США и $ 29 000 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 130 000 000
Джон «Крепкий Орешек» МакТирнан и компания замахнулись на эпическое приключение. Увы, литературное прошлое первоисточника дало о себе знать самым неприятным образом – перегруженной сюжетной линией и странноватой завязкой, которая мало кого привлекла. Пожалуй, всё могло быть даже ЕЩЁ хуже – изначально фильм и вовсе планировали назвать, кхм, «Пожиратели мёртвых», что уж точно бы отпугнуло зрителей от кинотеатров, но вовремя одумались. Продюсеры активно нажимали на дух приключения, т.е. ставили Бандераса из «13-го воина» в один ряд с Бандерасом из «Маски Зорро», чья премьера прошла незадолго до этого события, даже зазвали писать саундтрек самого Джерри Голдсмита, однако, народ не обманешь. Плохие отзывы с тестовых показов и затянувшийся монтаж привели к пересъёмке материала Майклом Крайтоном, так что студия Touchstone словно сама постеснялась этого проекта: выпустили его без особой помпы с одним слоганом – «от создателей “Крепкого орешка”».
ОДИНОКИЙ РЕЙНДЖЕР (THE LONE RANGER), 2013
Режиссёр: Гор Вербински
Бюджет: $ 215 000 000
Сборы: $ 89 302 115 в США и $ 171 200 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 160 000 000
Ещё в 2011-м в Disney задавались вопросами ценника «Рейнджера». Причем настолько, что его долгое время не рисковали запускать в производство. Конечно, продюсеры перераспределили бюджет, снизили гонорары актёров, изменили сценарий и выбросили наиболее дорогостоящие для производства сцены. Студия хотела повторения успехов «Пиратов Карибского моря» (отсюда и фигура постановщика) и нехотя дала положительное решение. Производство обернулось катастрофой: сперва разрушение декораций из-за непогоды, затем болезни членов съёмочной группы, далее пожары на площадке и травмы каскадеров (включая гибель одного из них). Всё это привело к задержке премьеры, а расходы на маркетинг только росли. «Одинокий рейнджер» вышел на экраны 4 июля, после чего критики назвали его длинным и слишком жестоким для детей. Ставка на детскую аудиторию провалилась: «Гадкий я 2» забрал себе основную массу зрителей и, хотя «Одинокий рейнджер» добился определённого успеха на международном кинорынке, студия была в бешенстве. Продюсер Джерри Брукхаймер попал в немилость, а единственной отдушиной стали сомнительные номинации на «Оскар» – за лучшие спецэффекты и лучший грим.
ХРОНИКИ ХИЩНЫХ ГОРОДОВ (MORTAL ENGINER), 2018
Режиссёр: Кристиан Риверс
Бюджет: $ 100 000 000 + $ 20 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 15 951 040 в США и $ 67 721 633 в мире
Предполагаемый убыток: $ 170 000 000
Как в целом можно было провалить такую захватывающую историю о передвигающихся по постапокалиптической пустоши городах – символах муниципального дарвинизма? Оказалось, что не просто возможно, но и вполне легко. Причин провала «Хищных городов» множество. Во-первых, зрители откровенно устали от произведений про подростков в производных фантазийных мирах («Гарри Поттер», «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Дивергент»). Во-вторых, стимпанк, никогда не был слишком популярен. В-третьих, из крупных звёзд на огонёк заскочил лишь Хьюго Уивинг. В-четвёртых, сценарий был тусклым, упрощённым и нелогичным. Естественно, фильм получил плохие отзывы и прохладный приём, а критики могли лишь похвалить «Хроники хищных городов» за визуал и костюмы. Universal продвигали фильм как могли, но яркий «Человек-паук: Через вселенные» с лёгкостью отобрал всю целевую аудиторию. На мировом кинорынке лента показала себя лучше (в первую очередь из-за агрессивной рекламной кампании), но усилия были тщетны: «Хроники хищных городов» являются самым провальным фильмом в истории, если учесть все расходы и доходы.
Егор Рябцев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<