Мы уже обозревали
старый сериал по культовому роману Стивена Кинга, но коронавирус просто не оставил выбора телевизионщикам. Им пришлось запустить новое шоу, но получилось даже хуже, чем в 1994-м.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ (THE STAND)
2020, США, 59 мин.
Жанр: ужасы, фантастика, фэнтези, триллер, драма, приключения
Количество сезонов: 1
Режиссёры: Джош Бун, Бриджет Паларди
В ролях: Джеймс Марсден, Одесса Янг, Александр Скарсгард, Вупи Голдберг, Эмбер Хёрд, Джован Адепо
На бумаге «Противостояние» Стивена Кинга представляет собой монументальный труд. Это настолько вдохновляющее произведение, что сам писатель добавил сотни страниц спустя 12 лет после первой публикации
(на самом деле он просто вернул изначально вырезанные: книга казалась слишком толстой и её было банально неудобно издавать и продавать, – прим. ред.). Огромную книгу можно читать всю ночь, сохраняя при этом саспенс. Сюжет про смертоносный вирус гриппа оказался почти пророческим: по сюжету 99,4% человечества заболело смертоносным вирусом гриппа и отправилось на небеса. Оставшиеся в живых же разбились на две группы: условное добро, возглавляемое чернокожей пожилой женщиной, и условное зло во главе со знакомым читателям «Тёмной Башни» человеком тьмы – Рэндаллом Флэггом. По большей части этот новый мини-сериал верен оригинальной истории (если не считать неразумной структуры флэшбеков, явно позаимствованной из «Остаться в живых»), но сценаристы, видимо, желая никого не обидеть, пришли к весьма странным сюжетным решениям. В итоге зрелище оказалось противоречивым: трудно погрузиться в мир «Противостояния», потому что многие ключевые моменты здесь либо игнорируются, либо опускаются, так что зрителю, незнакомому с оригиналом, сериал будет казаться плохо приготовленной кашей из идей и библейских отсылок.
Быстро распространяющийся вирус убивает большую часть населения Земли. На фоне этого разворачивается жизнь нескольких героев. В штате Мэн живут девушка Фрэнни и тайно возлюблённый в неё Гарольд с явно нарциссическим расстройством личности. В Техасе же пытается выжить рубаха-парень Стю Редман, пересекшийся с бывшим профессором социологии Гленом. В Нью-Йорке чернокожий музыкант Ларри Андервуд пытается убраться из опустошённого города вместе с красоткой Надин. Где-то в деревенской глуши глухонемой Ник находит умственно отсталого Тома Каллена. Вся эта компания группками пересекает вымершие США и присоединяется к Матушке Абигейл, мистической посланнице Бога. Эту пророчицу «уравновешивает» сила тьмы в лице Рэндалла Флэгга – воплощении Дьявола, собирающем собственную армию из уголовников типа Ллойда или психопатов вроде пиромана по прозвищу Мусорный Бак.
Может показаться, что сериал понятен, особенно по сравнению с мини-сериалом 1990-х. Оба произведения – и глянцевое современное, и непричёсанное из четырёх серий – имеют нечто общее; они слишком торопятся. Только вот старой версии удалось рассказать историю без потери смысла за четыре часа, в то время как современной интерпретации, кажется, мало и девяти. Некоторые персонажи едва появляются в сюжете, так что переживать за их судьбы получается с трудом. Да даже основные герои, в бэкграунды которых мы должны быть полностью вовлечены, кажутся скованными сценарием буквально в каждой серии. Это прискорбно, поскольку продюсерам удалось подобрать достойный актёрский состав: Одесса Янг, Оуэн Тиг и Джеймс Марсден, отыгрывающий американского обывателя. Что дальше? Генри Зага в роли Ника Андроса хорош, но герою, который в оригинальном произведении был сердцем и душой истории, значительно уменьшили влияние на его окружение. Что касается антагониста в лице Александра Скарсгарда, то он в равной степени выглядит угрожающим и смехотворным, хотя представляет собой довольно точное представление персонажа.
При этом сценарий, несмотря на кажущуюся ставку на действующих лиц и развитие их характеров, сопротивляется формату. Можно понять почему отказались от концепции развития вируса: всё же пандемия была недавно, и создатели могли расценить акцент на ней в сериале чуть ли не кощунством. Но вместо линейного повествования, развивающегося из параллельно происходящих путешествий героев, воссоздание цивилизации на пороге борьбы добра и зла становится главной темой. Это здорово бьёт по атмосфере, ведь один из лучших элементов в книге был именно дух путешествия. С четвёртой же серии «Противостояние» становится экранизацией полотен Иеронима Босха, из-за чего даже Флэгг теряет харизму: он был гораздо интереснее в ранних эпизодах как символизм надвигающейся угрозы.
Конечно, заманчиво сказать, что «Противостояние» имело самую масштабную рекламную кампанию в истории, учитывая пандемию COVID-19, но в данном случае нет места иронии, а сериал выглядит довольно неправдоподобно. Тяжело сказать, хорошо это или плохо, особенно в контексте реального мира, тем более, что пресловутую атмосферу постапокалипсиса не сумели или даже не захотели передать: за исключением одной из ранних сцен в отделении неотложной помощи больницы Нью-Йорка, всё происходящее напоминает доморощенное выживание на уровне «Ходячих мертвецов». Кажется, создатели были больше заинтересованы в набившей оскомину либеральной повесточке: группа аутсайдеров (немой, задрот, умственно отсталый, чернокожий…) дают отпор белому мужику — олицетворению Дональда Трампа, хотя это уже домыслы (тем более, что все эти персонажи были в книги Стивена Кинга). Размышление об идеологической раздробленности современных США остаётся в стороне, равно как и всё то, что произошло в реальном мире за 2020-й: сериал, представленный как широкая аллегория, переиграл сам себя и оказался больше надуманным, чем действительно прорывным. В итоге Молох продолжает свой пир библейских мотивов в этой незатейливой интерпретации для домохозяек под закрывающие титры последней серии — It`s The End Of The World группы R.E.M. Счастливого конца света не будет!
Егор Рябцев