Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Предел контроля (The Limits of Control), 2009
Автор: Антон МинасовДата: 06.05.2010 10:03
Разместил: Стас Селицкий
Комментарии: (3)

ФИЛОСОФИЯ ПРОЗЯБАНИЯ В ПОЕЗДАХ

ПРЕДЕЛ КОНТРОЛЯ) (THE LIMITS OF CONTROL
Жанр: драма, криминал
2009, США-Япония-Испания, 116 мин.
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Исаак Де Банколе, Тильда Суинтон, Гаэль Гарсия Берналй^ Пас де ла Уэрта, Джон Херт, Билл Мюррей

ОЦЕНКА: 3

Сторонник релаксирующих тибетских практик и не слишком общительный негр (Банколе), лицом похожий на статую моаи, получает странное задание показательно посещать кафе и башню, пару дней ждать прибытия скрипки и относиться к происходящему субъективно. Для выполнения он в срочном порядке отправляется в Испанию и в номере отеля находит голую женщину с пистолетом и сосками, смотрящими в разные стороны (Уэрта). Не совсем ясна та степень бытия, в которой женщина пребывает - может, просто эротический сон, - но сексом она подозрительно предлагает заняться сразу. Герой объясняет, что на работе не положено. Даму, правда, на улицу гнать не торопится. Из предательских синопсисов зритель уже знает, что негр - наемный убийца.

Казалось бы, кому-кому, а Джармушу не получится поставить в укор даже то, что лучшее в его фильме - виды из окна поезда, потому что именно там и должна оказаться суть всего происходящего. Однако вот оно, своим визуальным совершенством исчерпанное кино, упрямо, то есть исключительно на правах досадной помехи проталкивающее во главу угла привычный режиссерский символизм в непривычных для него масштабах, совсем не в тех сценах, которыми любуется зритель. Сначала только голая женщина кажется чем-то нарочито неясным, галлюциногенным, но потом ее догоняет и весь фильм в целом. За атмосферу без тени смущения здесь отвечают спичечные коробки и бумажки с непонятными записями (пароли, шифры?), образ главного героя, кажется, позаимствован из другой работы Джармуша «Пес-призрак», но лишен практически всего колорита и юмора, а главную идею, собственно, проталкивают силой чудовищных откровений наподобие «реальность случайна».

Герои у Джармуша теперь чересчур прямо говорят о том, что раньше доносилось до зрителя почти поэзией, и это еще возможно было бы принять за развитие, за искренность с публикой, если бы существовал какой-то намек на отказ от поэтичности, но его нет. По сути, современный Джармуш относится к Джармушу прошлому как плохие стихи к хорошим, а не как прямые тезисы к праздности искусства; режиссер пытается сразу быть и сомнительным философом, и занудным воспитателем, без пяти минут Аронофски. Его вербальная ирония, мотив трогательного общения героев на разных языках, например, здесь повторяется безвкусно: если раньше говорили про мороженное, то теперь, простите, о смысле и устройстве мира. Берналь в образе ленивого мексиканца-пацифиста, ограничившись рамками двух-трех фраз, вообще проповедует Кастанеду, Суинтон в неказистом белом одеянии - удовлетворение интереса к истории предков посредством старого кинематографа, а Мюррэй, самая популярная трактовка персонажа которого почему-то сводится к борьбе с материализмом в себе, показан пусть забитым и мелочным, но все-таки противником плодов современной культуры и науки.

Оригинальность главного персонажа, кроме привычного сценарного образа западного преступника с повадками принципиального восточного мудреца, достигается неизменным заказом двух кружек эспрессо вместо одной, а мораль освобождения национальной самоидентификацией посредством костюма с родной символикой. «Предел контроля» по стилю очень прямолинейное и показательно философское роад-муви, там большую часть времени занимает дорога, и ощущения от просмотра действительно как после долгой утомительной дороги. Какой-то умник однажды сказал, что не важен пункт назначения, важен сам путь к нему. Судя по увиденному, не всегда. И если уж по прибытии разрешаешь героям, убийце и жертве строго художественно повести мудрую беседу о высоком, пусть в следующий раз это будет интереснее, чем, скажем, у Джона By.

Антон Минасов

ЕСТЬ МНЕНИЕ...


Лакмусовая бумажка для человеческого разума. В том вся и прелесть, то таинственное очарование фильма, что каждый видит в нем то, что хочет, что готов увидеть и может принять. В нем или тысячи смыслов или один, Джармуш не дает на этот счет никакой трактовки. Быть может, он снял легкий стеб над действительностью, а может быть сон, а может и глубокую экзистенциальную притчу. Нет ни предела, ни времени, ни границ.

Нора Стяжкина

Нравится
 
Комментарии:
1. Leonard88 13.07.2010 10:44
С рецензией от Антона Минасова не соглашаюсь. Прошу ознакомить меня с другими рецензиями автора. Фильм Джима Джармуша "Пределы контроля" - это путешествие по сознательному и бессознательному, реальностью и вымыслом.
За картинку отвечает оператор, так что похвала за визуальный ряд больше относится к Кристоферу Дойлу (рекомендую его интервью журналу "искусство кино"), выходит фильм вышел никуда не годным, ширпотрепом, пусть даже от такого дизайнера как Джим Джармуш. Автору нравится "Мертвец"? Это уж точно самый "воздушный наряд" от Джармуша. Мне же по душе одежда из настоящих тканей. Как Вы могли обвинить Джармуша в прямолинейности??
2. Антон Минасов 29.07.2010 18:16
Quote

Как Вы могли обвинить Джармуша в прямолинейности??



ну как бы меня тоже удивило, но Джармуш тут натурально прямолинеен, ну типа как Коэльо
3. Игорь Талалаев 09.08.2010 18:18
Quote

Прошу ознакомить меня с другими рецензиями автора.



Пожалуйста, знакомьтесь. "Носители", "2012", "Форсаж 4", например. В этом разделе хватает текстов Антона Минасова)
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 485 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio