ТОР: ЛЮБОВЬ И ГРОМ (THOR: LOVE AND THUNDER)
2022, США, 118 мин.
Жанр: фантастика, кинокомикс, комедия
Режиссёр: Тайка Вайтити
В ролях: Крис Хемсворт, Натали Портман, Кристиан Бэйл, Тесса Томпсон, Тайка Вайтити, Рассел Кроу, Джейми Александер
Удивительно, но факт: похождениям скандинавского бога грома в киновселенной Marvel в исполнении Криса Хемсворта уже выделен четвёртый сольный фильм, что является беспрецедентным примером долгожительства одного персонажа в рамках данной франшизы. Реанимировав героя в плаще и с молотом в глазах публики после пафосных и душных первых частей, режиссёр Тайка Вайтити скоррелировал курс скандинавского эпика прямиком в сторону комедии, которая неприхотливому зрителю (той части, что не ждёт от киновселенной Marvel слишком многого) пришлась по душе. Пожалуй, стоит отдать Вайтити должное – он внёс свежую струю в лор персонажа, который являлся для КВМ самым малоперспективным в коммерческом плане, а также раскрыл комедийный талант Хемсворта. С другой стороны, покусившись на экранизацию отдельных мотивов из оригинальных комиксов о Торе, режиссёр показал себя достаточно посредственным драматургом и откровенным циником, заставив зрителей по всему миру хохотать над непроходимой тупостью главного героя и относиться к чему-то вроде геноцида асгардцев как к весёлому развлечению, не имеющему никакого трагического наполнения. При всех достоинствах Вайтити как комедианта, ему определённо не стоит браться за серьёзное кино.
Но именно с серьёзными темами Вайтити упрямо заигрывает в Торе: что «Рагнарёк», что новая часть – «Любовь и гром» – имеют в своей основе по-настоящему серьёзные вопросы, превращать которые в фарс не следовало бы ни в коем случае. «Рагнарёк», к примеру, уже исходя из названия, повествовал о гибели цивилизации асгардских богов, и, помимо этого, частично опирался на комикс «Планета Халка» – одно из самых серьёзных и мрачных испытаний для зелёного великана за всю его историю. Сильнейшие герои Земли высылают Халка с планеты, после чего он оказывается на планете гладиаторов Сакааре, где находит любовь, завоёвывает славу и создаёт семью. Всё это он, правда, в будущем теряет, из-за чего возвращается на Землю для отмщения. В версии КВМ пребывание Халка на Сакааре напоминает лёгкий отпуск, не говоря уж о том, чтобы подобно Спартаку поднять восстание и бросить вызов местному узурпатору.
Что же касается «Рагнарёка», то подобный сюжетный мотив исходит как из скандинавских преданий о сумерках богов, так и из одноимённого сюжета в комиксах о Торе, когда весь Асгард был уничтожен, боги погибли, а после переродились в смертных телах. Весьма драматический сюжет, который ценен именно своей мрачной тревожностью и ощущением неизбежности конца. В фильме Вайтити Асгард так же гибнет в огне демона Суртура, только вот воспринимать серьёзно эпичность не получается из-за обилия неуместных шуток и гэгов и полнейшего равнодушия того, кого данный вопрос должен волновать, как никого другого – правителя, коим стал Тор после смерти Одина. Благо, рефлексию и последующую депрессию Тора мы увидели позже в дилогии братьев Руссо и финальном противостоянии Мстителей и Таноса, чего остро не хватало в сольной ленте о боге грома.
Сюжет четвёртой части приключений Тора, у руля которой вновь балагур Вайтити, опять же берёт самые мрачные главы комиксовой истории Тора и преподносит их максимально несерьёзно, превращая историю о смерти, предопределённости и долге в романтическую комедию, в которой ничего толком не работает. По сюжету Тор после событий «Финала» коротает время со Стражами галактики, когда получает призыв о помощи от леди Сиф – некто по всей вселенной убивает богов и целью убийцы является Новый Асгард, который на Земле под умелым правлением Валькирии стал процветающей курортной зоной. Убийца – пришелец Горр, потерявший дочь с говорящим именем Лав (почему инопланетянку зовут английским словом «любовь» известно только режиссёру) и разочаровавшийся в богах своей культуры за их тщеславие и равнодушие – объявил войну всем богам во всей вселенной, заручившись поддержкой Некромеча – клинка, способного призывать из теней монстров и наделяющего своего владельца невиданной силой, при этом, правда, разъедая его изнутри. Тор отправляется на подмогу согражданам, но обнаруживает, что у тех уже есть свой бог грома. Таинственная героиня в доспехах и с восстановившимся из обломков молотом Мьёльниром лихо расправляется с противником к удивлению оригинального Тора. Когда же незнакомка снимает шлем обнаруживается, что это Джейн Фостер, бывшая девушка и любовь светловолосого асгардца. Вот это поворот! Вместе Тору и Могучему Тору, как нескромно называет себя Джейн, предстоит спасти детей Асгарда, похищенных Горром, мечтающим открыть путь к персонификации Вечности, которая способна исполнить любое самое сокровенное желание того, кто к ней обратится. Легко представить, что пожелал бы обиженный на всех богов маньяк с ультимативным оружием в своих руках.
За сценарий «Любовь и гром» отвечали двое – Дженн Робинсон и сам Тайка Вайтити, хотя в списке сценаристов можно найти как Стэна Ли, ныне покойного, так и Джейсона Аарона. Вот на личности Аарона мы остановимся подробнее, ведь именно этот талантливый автор за последнее десятилетие породил самые смелые, сложные и судьбоносные сюжеты для издательства Marvel. Его перу принадлежат не только блестящие «Мстители» с их «Секретными войнами», на которые сейчас так или иначе опирается четвёртая фаза КВМ с мультивселенной, но и вся история Тора последнего времени – от его падения к статусу недостойного молота до сражения с Горром Мясником богов и встречи с Тором Джейн Фостер. Именно Аарон решил наделить Джейн силами Тора, создав интересную морально-этическую коллизию, ведь на момент обретения сил громовержца Джейн лечится от рака, находясь в терминальной его стадии. Молот, выбравший Джейн своей новой хозяйкой, исцеляет девушку и дарует все силы Тора, но стоит ей снять личину героини, как болезнь сжирает её с новой силой, обнуляя эффект химиотерапии. Таким образом, каждый раз используя силу Тора, Джейн подписывает себе смертный приговор.
Это нашло отражение и в ленте Вайтити, где героиня Натали Портман, вернувшаяся в КВМ после многолетнего забвения, оказывается больна раком, от которого умерла и её мать. Будучи человеком науки, Джейн не верит, что магия исцелит её, но тем не менее пребывает в Новый Асгард, где её берёт под опеку разрушенный в прошлой части Мьёльнир. И это тот случай, когда все гениальные наработки Аарона разбиваются вдребезги о несуразные комедийные скетчи Вайтити. Лента, заявляющая о себе, как о первой романтической комедии в супергеройском жанре, натужно пытается возродить былую химию между Тором и Джейн Фостер, убеждая (тщетно, надо добавить) серией надуманных и откровенно притянутых за уши флэшбеков, что за прошедшие восемь лет Тор тосковал по своей бывшей возлюбленной, не находя себе места во вселенной. Как итог, более-менее внятная любовная линия за весь фильм выходит только у Тора с его боевой секирой, которая неожиданно проявляет характер и ревнует (?) своего бога к его бывшему молоту (???). Да, вы всё верно прочитали. Вайтити посчитал, что будет смешным сделать оружие Тора живым в лучших традициях сказок Диснея, а посему Тор постоянно разговаривает то с молотом, то с секирой, как с девушками, флиртуя с одной, и успокаивая другую, когда та вдруг начинает от ревности пускать молнии. На фоне этого нездорового любовного треугольника как-то теряются взаимоотношения Тора и Джейн, и зрителю, даже ярому фанату этой парочки, станет ясно, что химии между этими двумя нет уже давно, а все попытки возродить пылкую любовь кажутся неуместными и достаточно вялыми.
При том, что линия Джейн подана достаточно интересно, с учётом истории персонажа в комиксах Аарона и предыстории героини в КВМ. Пожалуй, Джейн Фостер – наиболее прописанный персонаж ленты, у которой есть и внятная мотивация, и характер, и даже развитие. Натали Портман легко затмевает Тора на его же поле громовержца, и её Могучий Тор одна из редких очевидных удач картины Вайтити.
Чуть сложнее обстоят дела с Горром, бывшим в комиксах Аарона по-настоящему страшным и смертоносным противником, Некромеч которого имел связь с богом симбиотов (одним из которых является Веном) и нёс смерть всему живому. У Аарона Горра смогли победить лишь три версии Тора из прошлого, настоящего и будущего, но даже после смерти злодея его влияние проходило красной нитью через всю судьбу персонажа. Горр в КВМ – это бледная тень злодея из комиксов, сыгранная блистательным Кристианом Бэйлом. Вновь Marvel приглашает на роль злодея хорошего актёра, но ленится прописать этому злодею характер под стать. Как итог, мало того, что внешность Горра далека от канонического образа, злодей просто не вызывает тех эмоций, какие должен был вызывать с учётом своей трагической истории. К Бэйлу тут претензий никаких, он отыгрывает всё, что может, вызывая ужас мимикой и зловещими гримасами. Забавно, что Вайтити сменил внешность Горра в фильме для того, чтобы избежать сравнения с Волан-де-Мортом из «Гарри Поттера», но только усилил сходство между персонажами, когда позволил Бэйлу отыгрывать образ экзальтированного злодея в мантии, шепчущего тихим голосом всякие мерзости похищенным асгардским детям.
Что же касается юмора, который зрители хором называют главным преимуществом «Тора» Вайтити, то «Любовь и гром» продолжает забрасывать зрителя потоками шуток самого разного уровня, где по-настоящему смешных от силы парочка. Быть может, только отжигающий молниями упитанный Зевс в исполнении Рассела Кроу вызовет улыбку, да очередная асгардская постановка по мотивам жизни Тора, где мелькнули Мэтт Деймон и Мелисса Маккарти в ролях Локи и Хэлы заставит ухмыльнуться. В остальном, Вайтити окончательно теряет чувство меры, предлагая одну и ту же шутку про истерично орущих козлов три, а то и четыре раза подряд. Даже самый терпеливый зритель к концу фильма захочет пустить этих козлов на кебаб, когда они в очередной раз издадут пронзительный вопль, да вот только козлы ненастоящие, а нарисованные, как и подавляющее большинство всего в кадре – от слишком мультяшных задников, до отдельных персонажей. Чрезмерность – пожалуй, именно этим словом можно охарактеризовать работу Вайтити над новой частью о Торе. Чрезмерность, которая портит все удачные находки «Рагнарёка», превращая комедию в фарс, а драматургию в пародию.
Это уж не говоря о навязчивой ЛГБТ-повестке, которую пихают с экрана с таким остервенением, будто Marvel поставили своей целью – окрасить весь мир в цвета радуги и силой привить людям толерантность. Только подобная агрессивная политика приводит к прямо противоположному результату, когда зритель обнаруживает, что не только икона феминизма Валькирия предпочитает девушек, а слизнеподобный инопланетянин Миек, который вроде бы мужского пола (хотя кто знает этих инопланетных слизней) рядится в женское платье, но ещё и верзила Корг был рождён парой мужчин из жерла вулкана, когда те держались за руки, и сам предпочёл бы найти себе спутника жизни своего пола. Быть может, на планете Корга просто нет женщин, а посему все мужчины формируют пары, но в рамках земной культуры подобное допущение расценивается исключительно, как попытка Marvel протолкнуть повестку как можно глубже в зрительские массы, что вызывает некоторый диссонанс.
Вынося вердикт, хочется отметить, что новый «Тор» при всех своих недостатках имеет и ряд достоинств. Его удерживают на плаву удачные сюжетные наработки Джейсона Аарона, которые не смогли испортить даже плохим сценарием и ленивой постановкой Тайки Вайтити, а также Кристиан Бэйл и Натали Портман, которые украшают фильм своим бесспорным талантом. Впрочем, обилие неуместного юмора, акцент на графике и уже упомянутый сценарий превращают «Любовь и гром» в визуально-слуховое нагромождение, которое тяжело воспринимать даже как лёгкую комедию на вечер. Таким образом, вовсе не Горр Кристиана Бэйла стал истинным убийцей богов, а режиссёр всего этого балагана Тайка Вайтити, нанёсший предательский удар в спину асгардского героя, от которого тот ещё не скоро оправится.
Сергей Прудников
В кино с 23 июня