ПОГРЕБЁННЫЕ В СВОДЧАТЫХ ЗАЛАХ (IN VAULTED HALLS ENTOMBED)
2022, Sony Pictures Imageworks (США-Канада), 15 мин.
Режиссёр: Джером Чен
По рассказу Алана Бакстера
Завязка короткометражки «Погребённые в сводчатых залах» банальна до неприличия. Отряд военных преследует афганских моджахедов, которые взяли в плен их боевого товарища. Приказ получен, времени размышлять особо нет. Под армейские шутки-прибаутки отряд штурмует загадочную пещеру, хранящую в своём нутре весьма неприятные сюрпризы. В считанные минуты (а в пятнадцатиминутный ролик продолжительного саспенса не вклеишь при всём желании) военная история о спасении сослуживца превращается в условно камерный ужастик с таинственными пришельцами, явно желающими истребить всё любое. И, конечно же, отряд будет нести потери быстрее пресловутых негритят из детской считалочки. По канонам жанра в живых останется только один, причём имя счастливчика можете определить сами. Благо на этот тотализатор вам даётся пятнадцать минут.
За рассказ Алана Бакстера решил взяться Джером Чен, на счету у которого уже имелась короткометражка для первого сезона «Любви, смерти и роботов». Дабы избавить вас от лишних поисков в чертогах памяти, напомним, что это была «Счастливая тринашка». «Тринашка» звёзд с неба не хватала, но всё же могла подкинуть парочку тем для размышлении на вечер. Об отношениях человека и машины, формировании сознания у искусственного интеллекта, становлении собственной личности. В «Погребённых в сводчатых залах» ничего подобного нет и в помине. Есть отправная точка. Есть задание, которое отряд тут же проваливает (правда не по своей воле, но да от этого не особо легче). Есть таинственное нечто (из глубин космоса или параллельного измерения – не так важно). И, собственно, всё. Остальное – всего лишь попытка выторговать у судьбы лишние пару часов к жизни. Пока не исчерпан боекомплект. План, если честно, так себе. Но другого в данной ситуации и не разработаешь. Так что – вперёд к собственной смерти.
Впрочем, из всех этих слагаемых мог бы получиться неплохой анимационный фильм. Достаточно было добавить немного эмоциональности героям. Заинтересовать ими, заставить сопереживать. Вздрагивать от ощущения потери чего-то (или кого-то) важного, а не от демонстрации очередной физиологической разделки бедного тельца. Но, увы, герои для нас так и останутся безымянными куколками, оживленными в 3D-редакторе. И являясь сторонними наблюдателями, лишёнными минимальной эмпатии, мы не участвуем в их самоубийственной миссии. И информация о том, что боекомплект практически на исходе, будет означить лишь одно – скоро по экрану побегут финальные титры и можно будет переключиться на новый сюжет. И даже странноватый финал этой короткометражки не заставит нас вспомнить о ней спустя энное количество времени.
Контакта с представителями иной формы жизни тоже не получилось. Не хватило экзистенциальной глубины. Психологические и видовые барьеры не обозначены. Мрачное нечто, сидящее на цепи в глубине пещеры, невольно вызывает ассоциации с лавкрафтовсими уродцами. Наладить с ним контакт вряд ли возможно. Страх был бы логичным чувством, но его вытесняет усталая безысходность. Даже инстинкт самосохранения отказался запускать свой защитный механизм. Здесь можно было бы изучить границы в возможностях человеческого познания окружающего мира, но авторы решили особо не заморачиваться этим вопросом. Есть большая тварь, которая пытается вырваться на свободу. О каких контактах тут может идти речь, когда перед нами рычит ТАКОЕ (ну не будем спойлерить, КАКОЕ)? А как мы знаем, при встрече с подобными существами безумие является малой платой.
Тем забавнее кажется тот факт, что в 2015 году бумажный первоисточник был удостоен премии, учреждённой Австралийской Ассоциацией писателей ужасов. Вот только при переносе текста на экран «Погребённые в сводчатых залах» утратили своё обаяние, превратившись в предсказуемую до последнего кадра демонстрацию графического движка. Пустышку, которую просматриваешь и забываешь почти сразу. Такие мультфильмы тоже имеют право на существование, как-никак это кропотливая работа аниматоров. Однако оживляя сюжет, они так и не смогли вложить в своё детище душу. То есть сложение «картинок» есть, а «души» – нет. И именно в таких работах начинаешь ощущать разницу между «мультфильмом» и «анимацией». И «Погребённых…» при всём желании нельзя назвать «анимацией».
Константин Большаков