МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА: ГОСПОДСТВО (JURASSIC WORLD DOMINION)
2022, США-Китай-Мальта, 136 мин.
Жанр: триллер, фантастика
Режиссёр: Колин Треворроу
В ролях: Крис Пратт, Брайс Даллас Ховард, Лора Дерн, Сэм Нил, Джефф Голдблюм, ДеВанда Уайз
В Голливуде не умеют вовремя останавливаться. Эта истина уже почти превратилась в штамп, так что лишний раз повторять не хочется, но приходится. Ведь мы как зрители ждём какого-то развития от сиквела, а в итоге получаем необязательное кино, типичный летний блокбастер на один раз, который самое оно смотреть в кинотеатре, ибо только в этом случае можно получить хотя бы минимальное удовольствие.
После не слишком удачной, но вполне смотрибельной третьей части, франшиза, казалось, исчерпала себя, но «Amblin Entertainment» в 2015 году решила снять четвёртую серию, поменяв название на «Мир Юрского периода». Картина, при отдельных огрехах, получилась именно развитием идей оригинальной дилогии Стивена Спилберга, которую режиссёр Колин Треворроу удачно приспособил к запросам нынешней массовой аудитории.
Вот и в шестой части режиссёр он же, а похвалить постановку не за что. При продолжительности фильма более чем в два часа (даже «Парки…» Спилберга так много не шли, хотя всем известна гигантомания мастера), новых идей и интересных поворотов сюжета нет, а есть обычный экшен и спокойные сцены с диалогами между эпизодами с трюками. Понимая слабость сценария, авторы вернули в проект всех главных актёров старых частей – Сэма Нила, Лору Дерн и Джеффа Голдблюма, который, впрочем, присутствовал и в «Мире Юрского периода 2», созданном испанцем Хуаном Антонио Байоной.
С Сэмом Нилом повторилась история «Парка Юрского периода 3». Он был приглашён в третью часть перезапуска франшизы, которая вышла самой слабой, хотя собрала в мировом прокате очень хорошие деньги. Но и фильм Джо Джонстона не был убыточным, а оказался последним на долгие годы.
В третьем «Мире Юрского периода» слишком заметно, что франшиза исчерпала себя, что отмечали многие критики. Режиссёр чуть ли не в деталях воспроизводит сцены из классических частей, когда в сюжете появляются персонажи Нила, Дерн и Голдблюма, причём заметно, что это никакой не оммаж, вроде появления Б.Д. Вонга в первом «Мире Юрского периода». Просто авторам нечего сказать, а снимать-то надо, ведь студия выделила весьма солидный бюджет. Поэтому будет тут и Б.Д. Вонг, а также мотивы из других популярных фильмов, связанных с приключениями в экзотических странах. Особенно заметна ориентация на «Миссия: невыполнима» – герой Криса Пратта ездит на байке, как Итан Хант, вот только выходит у него слабая пародия на культовую роль Тома Круза. Характеры что героя Пратта, что Брайс Даллас Ховард никак не развиваются, а все перипетии, в которых они задействованы, напоминают мышиную возню. Авторы словно желали создать боевик о противостоянии хороших героев плохим ребятам из корпорации, мечтающей получить контроль над динозаврами, но ведь это было сквозным сюжетом всей франшизы! Как и философский вывод, что не стоит вмешиваться в природу, ибо жизнь сама найдёт выход.
Динозавры, несмотря на то, что теперь живут на воле, рядом с людьми, поневоле оказываются второстепенными героями. Злодеи легко подчиняют их себе и заставляют атаковать хороших парней, так что велоцирапторы выступают как какие-нибудь рядовые бандиты, особенно в сцене преследования героя Пратта, удирающего от них на мотоцикле. Спецэффекты хороши, всё-таки бюджет обязывал, но все экшен-сцены сделаны без фантазии и едва ли приведут к учащению пульса у зрителя. И вообще практически каждый эпизод постановки безбожно затянут, словно режиссёр вдруг решил, что он Стивен Спилберг и может легко снимать захватывающее кино продолжительностью более чем в 2 часа.
К сожалению, ни стилем, ни смыслом «Мир Юрского периода: Господство» не выделяется. Философские проблемы сосуществования динозавров и человека постановщик свёл к куцым финальным выводам, оставив зрителя в недоумении – неужели хотя бы в финале нельзя было придумать что-то оправдывающее потерю 2,5 часов жизни? Или же режиссёру нужно было бы резко сокращать материал, дабы получился просто приемлемый экшен, как у Джо Джонстона, версию которого на фоне шестой части вспоминаешь чуть ли не с ностальгией. Воистину всё познаётся в сравнении!
Итого перед нами кино на один раз, которое может увлечь отдельными красочными эпизодами, но оставить впечатление сценарной и постановочной чехарды. Режиссёр бросается то в крайность шпионского боевика, то начинает выстраивать леса научной фантастики, а сцены с динозаврами вне экстремальных эпизодов напоминают канал «Discovery». Даже присутствует закос под документальное кино в начальных эпизодах, словно Колин Треворроу боялся, что зрители не поймут в чём дело и почему динозавры ныне живут в лесу, как современные звери, так что, устами репортёра, читает целую лекцию на тему международного положения дел.
Режиссёр после постановки первого «Мира Юрского периода» активно трудился над короткометражками, расширяющими вселенную франшизы, в том числе и в составе одноимённого мультсериала. Вот и его первый за шесть лет полнометражный фильм напоминает капустник, составленный из отдельных скетчей, в которых с трудом прослеживается сквозной сюжет. Так что уже в ином свете видится неординарное решение продюсеров другой известной франшизы «Звёздные войны» убрать из проекта Треворроу, заменив на надёжного Дж. Дж. Абрамса, с богатым телевизионным прошлым и многолетней работой в жанре фантастического экшена. Он хотя бы в состоянии создать цельное кино.
Андрей Волков