СЕКРЕТНАЯ ШТАБ-КВАРТИРА (SECRET HEADQUARTERS)
2022, США, 108 мин.
Жанр: фантастика, приключения, семейный
Режиссёр: Генри Йост, Ариэль Шульман
В ролях: Оуэн Уилсон, Уокер Скобелл, Джесси Уильямс, Кит Л. Уильямс, Момона Тамада, Чарльз Мелтон, Майкл Пеньа
Снимать детское кино сложнее, чем для взрослой аудитории. Дети чувствуют фальш намного острее. Плохое кино ребёнком будет, скорее всего, не досмотрено и заброшено. Поэтому голливудские студии придумывают всё новые и новые способы заинтересовать маленького зрителя, удержать его внимание, а через него достучаться до родителя, который, быть может – чем чёрт не шутит! – купит подписку на стриминг, чтобы порадовать своё дитя.
Впрочем, складывается ощущение, что где-то в Голливуде кто-то написал крайне скверное руководство под условным названием «Как написать сценарий для детского кино», и весь западный кинобизнес им безбожно пользуется, иначе не объяснить того засилья откровенно одинаковых фантастических лент для младшего и среднего школьного возраста, заполонивших большие и малые экраны.
«Секретная штаб-квартира» режиссёров Генри Йоста и Ариэля Шульмана как раз из таких лент, которые за шумными спецэффектами не содержат ровным счётом никакого смысла и сюжета. Кинодеятели, отметившиеся третьей и четвёртой частями «Паранормального явления» и недавним фантастическим боевиком для Netflix «Проект Power» вновь решили поработать для стриминга, но на этот раз для Paramount+, заручившись финансовой поддержкой аж от студии Джерри Брукхаймера, который на блокбастерах собаку съёл, и не одну. В основу взяли сюжет Кристофера Йоста, который в 2000-е активно развивал анимационную вселенную Марвел, поработал над двумя частями кинематографического «Тора», а после отметился в «Мандалорце» Джона Фавро и Дэйва Филлони. Но то ли Йост конкретно исписался ещё в пору работы на Марвел, то ли он никогда и не был толковым сценаристом, но «Секретная штаб-квартира» получилась настолько вторичной и безыдейной, на сколько вообще может быть таковым современное супергеройское кино.
Сюжет вращается вокруг паренька Чарли, чей отец находится всё время в деловых разъездах и не уделяет ему никакого внимания. Однажды отец года оставляет сына дома одного и стремительно сбегает на очередную конференцию, из-за чего мальчишка недолго грустит и созывает вечеринку. Вечеринка проходит довольно уныло, ведь на ней всего четверо – главный герой, его чёрный друг-астматик, их одноклассница-блондинка и femme fatale главного героя со специфическими увлечениями. В разгар вечера дети находят тайное убежище под домом, где инопланетный 3D-принтер штампует высокотехнологичное оружие и доспехи, а так же мониторит миссии местного загадочного супергероя Стража. Оказывается, всё это время Стражем был скучный отец Чарли, и теперь, когда ребятки неосторожно вломились в убежище, оно стало заметно для оружейной корпорации, которая давно отслеживала Стража и намеревалась заполучить его источник энергии. В отсутствие Стража только дети могут отстоять внеземные технологии, а заодно поиграть в супергероев.
Очень жаль Оуэна Уилсона, чья карьера в последние годы вновь набирает обороты. Каким-то образом он вляпался в «Секретную штаб-квартиру», и сильно сомневаемся, что виной было давнее желание надеть супергеройский костюм. Сегодня Уилсон блистает на съёмках второго сезона «Локи», и является одним из потенциально интересных новых героев киновселенной Марвел. Для чего ему была нужна подачка от Paramount решительно не понятно, но он, пожалуй, лучшее, что есть в картине. К сожалению, экранного времени у него меньше, чем у детей, за игрой которых невыносимо наблюдать. Чарли играет подрастающая звезда «Проекта Адам» и будущего сериала от Дисней про Перси Джексона Уокер Скоббел, и это прямое доказательство того, что многое зависит от старшего партнёра в сцене. У Скоббела была отличная химия с Райаном Рэйнолдсом, и с Оуэном Уилсоном паренёк неплохо отыгрывает, но когда начинаются сцены с ровесниками, это тихий ужас. Дети здесь вообще крайне скверно переигрывают, а учитывая, что почти всё действие разворачивается в стенах высокотехнологичной штаб-квартиры супергероя, зритель вынужден наблюдать их ужимки и кривляния фактически в одной и той же локации.
Минусом становится и откровенно дурацкий и высосанный из пальца конфликт, когда убежище, оснащённое инопланетными технологиями мало того, что общается на английском языке и использует клавишный код для активации входа, так ещё и не имеет никакой вразумительной системы защиты или оповещения, по которой бы Страж понял, что к нему вломились. О том, что в его тайном логове орудует орава школьников, а после и отряд головорезов, герой Уилсона узнаёт от жены, которая вовремя позвонила и сообщила, что сына всё ещё нет дома.
Так же нам ни стараются объяснить, как вся эта внеземная машинерия работает, откуда она взялась на Земле и с какой целью вообще существует. Она просто есть, она просто штампует какие-то технологии типа магнитного жезла или двустороннего портала на потеху отбитым подросткам, и зачем-то создаёт аналог брони Железного человека, в которой щеголяет герой Уилсона. По ходу просмотра вопросы будут множиться с геометрической прогрессией, но ответы вы так и не получите.
Более менее логичным на этом фоне выглядит мотивация главного злодея, которого сыграл комедийный актёр Майкл Пенья (тот самый, что отдувался за шутки в «Человеке-муравье»). Его бизнесмен Ансель Аргон – типичный оружейный магнат, который делает деньги на госзаказах, и новый источник энергии для него – потенциальная золотая жила. Пенья здесь так же шутит, иногда даже смешно, но вот финальное противостояние со Стражем выглядит до абсурдного нелепо. Не говоря уж о таких штампах, как костюм злодея отличается от костюма героя только зловещим красным цветом лампочек в нём.
«Секретная штаб-квартира» - кино слабое и скучное не только для родителей, но и для детей, тщетно пытающееся совместить в себе сразу все штампы супергероики, но с треском проваливающееся на всех фронтах. Ни как супергероика, ни как комедия, ни как семейное кино лента Генри Йоста и Ариэля Шульмана не даёт ничего осмысленного и новаторского. Пора бы уже выбросить руководство «Как написать сценарий для детского кино» со всеми его штампами и жанровыми клише на помойку и начинать включать фантазию.
Сергей Прудников
Цифровой релиз с 12 августа