БЕЗУМНЫЙ БОГ (MAD GOD)
2021, США, 83 мин.
Жанр: мультфильм, фэнтези, ужасы, психоз
Режиссёр: Фил Типпетт
В ролях: Алекс Кокс, Ханс Брекке, Джейк Фрейтаг, Харпер Тейлор
Общее место в рекламе «Безумного Бога» – заявление, что прославленный мастер спецэффектов Фил Типпетт, работавший в своё время над «Возвращением джедая», «Робокопом» и «Парком Юрского периода», создавал своё эпическое анимационное полотно долгих 30 лет, аж с 1990 года. На самом деле, конечно, активный продакшн занял куда меньше времени, ведь из-за отсутствия финансирования (а кто в здравом уме профинансирует ЭТО?) проект был очень быстро заморожен и реанимирован лишь в 2010-м с помощью площадки Kickstarter, где прошла буквальная перепись психопатов, готовых скинуться на самый безумный мультфильм в истории. В итоге создание моделей и анимация заняло «каких-то» 10 лет, но ведь Типпетт не сидел сложа руки и в период с 1990-го по 2010-й – как минимум он набивал руку, получал «Оскары» и записывал все самые страшные кошмары в чёрную-чёрную тетрадь, мастерил богопротивных мутантов и игрался в гробик на колёсиках, чтобы в нужный момент реализовать свои смелые (зачёркнуто) безумные идеи.
Если попытаться описать увиденное одним предложением, то получится что-то вроде: Happy Tree Friends встречают Уоллеса с Громитом во сне Дэвида Линча, который решил экранизировать Франца Кафку. Ничего не понятно, но очень интересно, кроваво и мерзко. Отвратительные монстры рычат, плюются, жрут, испражняются (да!), кромсают друг друга – и во всём этом то ли нет совершенно никакого смысла, то ли смысла здесь слишком много, так что можно написать целую книгу с десятью слоями интерпретаций о круговороте жизни и смерти, библейских мотивах, рождении и разрушении миров, бессмысленности самовоспроизводящегося милитаризма, индустриальном конвейере страха и одиночества, о том, что даже одна человеческая жизнь – это уже полноценное мироздание, и вместе с ней зажигается и гаснет целая вселенная… Не так уж и мало для мультика про слюнявых тварей, измывающихся над кукольными человечками! Вот только всё это какими-то обрывками, практически не связанными между собой сценами, в результате чего «Безумный бог» можно разделить на десяток-другой коротких роликов, каждый из которых затем препарировать в соответствующих медицинских учреждениях под тщательным надзором специалистов.
Так как перед нами в основном кукольная анимация, то нельзя не остановиться и на героях этой сочащейся кровью, гноем, фекалиями и ещё чёрт знает какими жидкостями истории – куклах. Нужно понимать, что это не куклы в привычном нам понимании этого слова. Это фигуры, зачастую бесформенные и фантасмогорические, которые ни один родитель не пожелал бы дать играть своим детям. Ну разве что этот родитель уже давно изолирован в психиатрической больнице самого строгого режима. И ненавидит себя и своих детей. Знакомые образы и элементы болезненно переплетены авторской мыслью во что-то новое, мучительно прекрасное и ужасное одновременно. Например, тут есть существо, явно слепленное вокруг вставной челюсти, но дабы придать чудищу ещё большее физической отторжение и уродство, Типпетт просто-напросто… переворачивает челюсть вверх ногами. И вот уже мы имеем нечто неправильное, тупое, злобное, иррациональное и вызывающее у наблюдателя подсознательное чувство дискомфорта. Так тут устроено всё – неаппетитно, тревожно, запутанно и в высшей мере эклектично.
Сюжета как такого здесь нет, только потрясающий, вызывающий тошноту и нецензурные выражения восторга (или ненависти) видеоряд. Сначала мы можем следить за номинальным главным героем этой жуткой истории – безымянным солдатом, спускающимся на некой капсуле в инфернальное подземелье хтонических кошмаров Типпетта и проходящим условные круги ада. Затем пропадает и этот хрупкий (неожиданно оказавшийся столь уязвимо-смертным) проводник здравого смысла в царстве бессмысленного и бесконечного кошмара. Да, смысла действий «проводника» мы всё равно не знаем, но у него явно была какая-то тактика и он её придерживался, а зритель хватался за эту слабую фигурку в надежде не впасть в окончательное безумие. Но во второй половине ленты и эта соломинка мнимого здравомыслия и, если можно так выразиться, «комфортной» части экскурсии в кукольное инферно ломается, оставляя зрителя запертым один на один в тёмной комнате с больным воображением Фила Типпетта. Погружаясь в безумные пучины ада всё глубже и глубже, пока не становится ясно, что, во-первых, чем глубже, тем безумнее и страшнее, а во-вторых, что невозможно вылезти оттуда прежним беззаботным человеком, который считает, что мультики – это что-то для детей, про Рапунцель там или 38 попугаев.
Детализация здешнего сумасшествия такова, что, кажется, будто каждого персонажа и каждую декорацию можно потрогать своими руками; с одной стороны от этого хочется прильнуть поближе, боясь пропустить хоть одну мелочь (иначе ведь захочется пересмотреть мультфильм, а после такого совершенно точно дорога только в «дурку»!), а с другой – невольно отодвигаешься подальше, боясь испачкаться об очередной вскрывшийся фурункул и заразиться СПИДом или ещё чем пострашнее прямо через экран. То же самое в общем и целом можно сказать и об итоговой оценке. Глядя на мультфильм как результат длиннейшей работы и колоссального количества потраченной энергии, ему нельзя поставить ничего, кроме высшего балла. Но если рассматривать его не в качестве стимулятора детских кошмаров и вещи в себе, то это тошнотворное зрелище нужно вовсе запретить, зарыть с ядерными отходами и не показывать его людям.
Пожалуй, остановимся всё-таки на первом варианте. «Безумный Бог» действительно безумный, но низкая оценка может отпугнуть потенциального зрителя, в то время как проект заслуживает внимания (а его режиссёр – внимания санитаров). Но будьте осторожны, это слепленное из говна, палок и какой-то матери чудовище Франкенштейна, оживлённое не силой электричества, а дьявольским талантом бредящего наяву художника очень-очень-очень сильно не для всех. Постановщик сей радости в итоге на полном серьёзе сорвался и попал в психиатрическую больницу. Так что трижды подумайте – оно вам надо? Затем зайдите в Кунсткамеру, отхлебните для храбрости из банки с каким-нибудь заспиртованным уродцем и только потом открывайте этот кукольный ящик Пандоры.
Игорь Талалаев