ПИНОККИО (PINOCCHIO)
2022, США, 105 мин.
Жанр: семейный, сказка
Режиссёр: Роберт Земекис
В ролях: Бенджамин Эван Эйнсуорт, Том Хэнкс, Джозеф Гордон-Левитт, Кигэн-Майкл Ки, Люк Эванс, Синтия Эриво
Кризис свежих идей, который уже некоторое время как охватил Голливуд, наиболее ярко выражен у студии «Дисней», со времён своего основания в 1923 году славившейся оригинальным контентом для всей семьи. Что ж, сегодня горькую правду не признает только самый упёртый диснейфил – студия, на чьих мультфильмах и семейном кино выросло не одно поколение, превратилась в жадный до прибыли медиаконгломерат, в чьих интересах отнюдь не создание новых работ для зрителей, а получение ещё большей прибыли из накопившегося за десятилетия своего существования наследия.
Перевыпуск золотого фонда собственной анимации в формате live-версий с живыми актёрами стало для «Дисней» способом уверенного заработка денег на хорошо знакомом продукте. «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Леди и бродяга», «Король лев», «Дамбо» стали хитами проката в годы своих выпусков, но их современные ремейки и сегодня исправно пользуются спросом, не смотря на очевидную вторичность и попытки привнести в историю модные тенденции.
Так получилось, что у истории «Пиноккио», в основе которой сказка Карло Коллоди об ожившем деревянном человечке, в последнее время наступил настоящий ренессанс. Вслед за мрачной, а местами даже жуткой, экранизацией Маттео Гарроне объявили о съёмках своего «Пиноккио» Гильермо дель Торо и сама студия Disney. И если проект дель Торо ещё только готовится к выпуску и визуально уже не похож ни на что, снятое прежде, то вот ремейк от «Мышиного дома» воспроизводит буквально покадрово свой оригинальный анимационный фильм 1940 года. И на деле это выглядит, мягко говоря, странно и неловко.
Если все новые ремейки «Дисней» опирались в своём видении на условный реализм, то «Пиноккио» от реализма отмахивается, как титульный герой от нравоучений сверчка Джимини. Таким образом отличный актёр Том Хэнкс здесь живёт в отвратительно и нарочито мультяшно отрисованных декорациях в компании нарисованного кота, нарисованной рыбки и деревянного мальчика, который выглядит как кукла из сувенирного магазина Диснейленда, а не как деревянный хэндмейд. Сверчок Джимини тоже не претерпел разительных перемен в своей внешности, будто художники никогда не видели живых сверчков с их гротескной анатомией. Ну и законы анимационного мира, действующие в мире людей-актёров, это скорее по части «Кто подставил кролика Роджера?», что, впрочем, не мешает им существовать в мире этого странного «Пиноккио». К примеру, тут есть антропоморфные Лис и Кот, в то время как, повторимся, вполне обычная кошка живёт в доме Джепетто. Каким образом эволюция обошла стороной одного усатого-полосатого и наделила разумом другого – остаётся загадкой. И если при просмотре мультфильма этим вопросом не особо задаёшься, то в игровом кино все ляпы и абсурдность таких поворотов бросаются в глаза.
В то время как одни сцены нарочито пересняты покадрово по отношению к мультфильму, другие претерпевают разительные перемены. Многих зрителей с первого трейлера смутила внешность Голубой феи, которую в ремейке играет Синтия Эриво. От белокожей блондинки из оригинала не осталось и следа, но лысая темнокожая фея смотрится как подлинное подтверждение расовой повестки, не оправданное ни талантом, ни визуальной аутентичностью.
Ну и совсем уж надумано выглядит концовка, которая отличается от оригинала «переосмыслением» в сторону того, что не так уж и важно в итоге становиться настоящим мальчиком, когда у тебя и так есть семья, которая тебя любит. Что, простите? Суть «Пиноккио» всегда была в том, как сильно главный герой хотел стать настоящим мальчиком, ради исполнения своей заветной мечты он и пустился в приключения. Но новая версия Роберта Земекиса отмахивается от исконных мотивов Пиноккио, при этом вводя драматическую линию с погибшим сыном Джепетто, которого тот видит в Пиноккио. Казалось бы, здесь напрашивается сам собой счастливый финал с превращением Пиноккио в живого мальчика, перерождённого сына Джепетто, но нет, для «Дисней» подобные очевидности не слишком очевидны, а потому ловите смазанный финал о выжившем из ума одиноком пенсионере с котом, рыбкой и деревянной куклой, заменившей ему на старости лет сына. Больше драмы богу драмы.
«Пиноккио» Роберта Земекиса – необязательный ремейк диснеевской классики, сделанный настолько ужасно, что его хочется забыть сразу же после просмотра. Нелогичный, аляповатый, плохо отрисованный – кажется, что его делали в спешке и не слишком-то старались придерживаться какой-то логики. Все нарисованные герои, будь то Пиноккио, Джимини или Лис с Котом, выглядят чрезмерно неестественно в условно реальном мире, вызывая у зрителя диссонанс и ощущение тотального надувательства.
Сергей Прудников
Премьера с 8 сентября