ШКОЛА ДОБРА И ЗЛА (THE SCHOOL FROM GOOD AND EVIL)
2022, США, 147 мин.
Жанр: фэнтези, семейный
Режиссёр: Пол Фиг
В ролях: Шарлиз Терон, Керри Вашингтон, Кит Янг, Софиа Энн Карузо, Кейт Бланшетт, Лиам Вун, София Уайли, Рэйчел Блум, Роб Делани, Мишель Йео, Лоуренс Фишбёрн
Вы знаете эти истории. О девушке, которая была с кожей белой как снег и губами алыми как кровь, ставшей жертвой зависти злой мачехи; о бедняжке, чья крёстная фея снарядила её на бал и дала хрустальные туфельки; о девочке, повстречавшей в лесу злого волка; красавице, уснувшей мёртвым сном до прихода прекрасного принца и поцелуя вечной любви. Эти истории всем хорошо известны, но откуда они берутся?
На этот вопрос отвечает сказочник Соман Чайнани, а вслед за ним Netflix, решившийся экранизировать книжный цикл Чайнани о Школе добра и зла, ставший международным бестселлером. «Школа добра и зла» - это волшебное учебное заведение где-то в сказочной стране, куда попадают избранные ребята. Одни станут принцами и принцессами и будут героями своих собственных историй, другие – их антиподами, ведьмами, колдунами и прочими злодеями. Всё для того, чтобы в мире царил баланс добра и зла, ведь именно ради баланса школу основали два брата – добрый Риан и злой Рафал.
Подруги Агата и Софи не надеялись оказаться в школе, но именно их избрали для поступления. Нелюдимая Агата, которую всю жизнь называли ведьмой, внезапно оказывается в школе для добрых (так называемых «всегдашек»), а романтичная Софи, верящая в любовь и добросердечие, отправилась к злодеям («никогдашкам»). Первую берёт под крыло декан добрых профессор Дови, вторая же оказывается под пристальным вниманием леди Лессо. Девушки уверены, что произошла какая-то ошибка, и обе они не на своих местах. А тут ещё Софи мучают видения, в которых некто в кровавом вихре называет её своей избранницей, а Агата подозревает, что за идиллическим фасадом школы для добрых скрываются мрачные тайны. Намереваясь защитить друг друга, подруги оказываются втянуты в эпическое противостояние Добра и Зла, ценой которого может стать настоящий Хаос, который захлестнёт волшебную страну.
Режиссёр Пол Фиг, ответственный за «Парки и зоны отдыха», «Шпиона» и тот самый женский перезапуск «Охотников за привидениями» предлагает погрузиться в волшебный мир принцев и принцесс, ведьм и чудовищ. Очевидно, для Фига это способ немного реабилитироваться после нескольких не самых удачных релизов – «Охотницы» едва не похоронили карьеру режиссёра, а «Простая просьба» с Кендрик и Лайвли и «Рождество на двоих» с кхалиси Эмилией Кларк не снискали большой зрительской любви. Сказки же любят все. Даже если это не самый оригинальный гибрид Гарри Поттера с ретеллингом старых добрых историй братьев Гримм и Андерсена.
Уже на стадии производства «Школа добра и зла» интриговала несколькими громкими именами в актёрском составе – тут вам, пожалуйста, и Шарлиз Терон в качестве декана Злых, и Лоуренс Фишбёрн в качестве директора школы, и Керри Вашингтон в качестве декана Добрых, и Мишель Йео как преподаватель истории и красоты. На фоне именитых актёров второго плана как-то бледно выглядят исполнительницы центрального дуэта – две Софии, Энн Карузо и Уайли в ролях Софи и Агаты. Первая нещадно переигрывает и выглядит как бюджетная версия Кирнан Шипки из «Леденящих кровь приключений Сабрины», вторая просто плохо прописана, представая этакой Мэри Сью, на которую и прекрасный принц сходу внимание обращает, и магия даётся на удивление легко, и злодей оказывается по плечу со всем его ужасным колдовством. Быть может, вина тут отчасти и на авторе первоисточника, но и сценаристы, определённо, заслуживают порицания.
Другим критическим фактором является визуальный ряд картины. Это тот случай, когда отрисованные задники смотрятся не слишком правдоподобно, и беря во внимание тот факт, что весь фильм буквально состоит из анимации и CGI, местами на графику просто больно смотреть. К сожалению, графику нам суют в каждой сцене и не везде она оправдана сценарием. А открывающая сцена дуэли братьев-волшебников и вовсе поставлена так аляповато, как будто мы смотрим японскую экранизацию аниме – пафосные позы, террабайты CGI не самого лучшего пошива и дрянные диалоги, от которых делается тошно. Едва ли кто-нибудь смог проникнуться мотивацией Рафала и его нелюбовью к брату просто на основании пары клишированных злодейских реплик и страшных гримас.
В этом, к сожалению, вся «Школа добра и зла». Она очень старается выглядеть дорогим фэнтези-развлечением, но её потуги кажутся вымученными и неоправданными. Быть может дело в самом первоисточнике, который, мягко говоря, странный – здесь ребят и девушек пытаются сделать абсолютно хорошими или полностью плохими ради надуманного баланса, чтобы в итоге главные герои открыли всем «страшную тайну»: люди по сути своей серые и неоднозначные, и загнать кого-то в рамки определённого стандарта – дело гиблое. Ради чего, в итоге, нужно было городить огород – не понятно, как и не понятно то, для чего главному злодею убивать и разрушать всё живое, чтобы править на пепелище?
Впрочем, есть у ленты Фига и несколько положительных моментов. Первый – это уже упомянутые актёры второго плана, которые неплохо отыгрывают свои роли, а второй – детализация и проработанность волшебного мира, начиная волками-стражниками и нетипичными жутковатыми феями в балахонах и заканчивая зубастым розарием, способным оттяпать руку, и зловещими тыквоголовыми жнецами с косами. Бестиарий фильма довольно специфический, но увлекательный, даже не взирая на слабую графику. Схватка принца Тедроса со жнецом в лесу и вовсе, пожалуй, одна из лучших сцен, а использование в финальной баталии всех против всех магии показано с размахом и даже какой-никакой фантазией.
«Школа добра и зла» от Netflix целиком и полностью детище этого стриминг-гиганта со всеми типичными плюсами и минусами: акцент на визуале и недоработка в плане сценария, нарочитый интернациональный актёрский состав, где количество цветных актёров в разы превышает количество белых, штампы как главный инструмент для продвижения сюжета. Пол Фиг старается сделать дорогой блокбастер с прицелом на целую франшизу (шутка ли, в цикле Чайнани аж шесть книг!), но получается вяло. Да и, честно говоря, не понятно на какую аудиторию нацелен фильм – подросткам он покажется слишком затянутым и громоздким, взрослым же – чрезмерно наивным.
Сергей Прудников
Премьера с 19 октября