КЛУБ «ШКОЛА» (PUBLIC SCHOOLED)
2017, Канада-США, 86 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Кайл Райдаут
В ролях: Джуди Грир, Дэниэл Доэни, Шиван Уильямс, Эндрю МакНи, Грейс Пак, Расселл Питерс
Старшекласснику Лиаму Хипу крупно повезло. Даже не так – офигенно фартануло. Ну, посудите сами: обучается юноша с лицом Эндрю Гарфилда и восторженностью Брэндона Рута на дому, а уроки ему преподаёт горячо любимая мама. Уникальная методистка Клэр Хип, выглядящая скорее старшей сестрой собственному сыну, воспитывает из отпрыска светило астрофизики и вообще учит жизни. В самом прогрессивном, так сказать, варианте. Курс домашнего экстерна завершился итоговым экзаменом для поступления в Кэмбридж, но вмешались обстоятельства. Лиама угораздило узреть в коридоре девушку с протезом и сверкающей улыбкой вместо горестной гримасы. И понял наследник Хокинга, что чего-то недодала ему мамина наука, не объяснила вещей более приземлённых, чем рождение сверхновых. Пришлось парню задействовать гениальный интеллект непривычным способом: стать типичным школьником и пожить тинейджерскими заботами. Благо и возможность подменить приболевшую одноклассницу представилась.
По зарождённой «Американским пирогом» традиции, молодёжная комедия должна быть пошлой, грубой, вызывающей и в то же время – милой, романтичной и весёлой. Золотое сечение из взаимоисключающих качеств за минувшие двадцать лет было опробовано неоднократно, вот и «Клуб “Школа”» идёт проторенной тропой. Чем-то картина новичка в жанре Кайла Райдаута, отметившегося эпизодической ролью дяди Лиама, напоминает сочащуюся подростковым желанием «Соседку». С чуть сниженной долей отвязности, разумеется. Фильм вообще на протяжении большей части хронометража держится в целомудренных рамках, изумляя лишь близостью отношений матери и сына. Хип-старшая предпочитает спать в кровати чада и рождает подозрения в склонности к инцесту, но благодаря обескураживающе весёлому нраву крамольные мысли погибают, не успев оформиться. Как бы банально это ни прозвучало, но «Клуб» – лента о любви. Пылкой, наивной, глупой, ошибочной, но главное – искренней. Умненький мальчик имеет весьма смутные представления о чувствах посторонних людей, а они оказываются гораздо более заумной дисциплиной, нежели физика. Настойчивая опека матери с какого-то момента становится ярмом, но тяжесть его нивелируется огромным количеством курьёзов, начавшихся буквально с первого же посещения директорского кабинета.
Положа руку на сердце, многие школьники хотели бы пожить чужой жизнью, что позволяло бы учиться и развлекаться понарошку. Это как компьютерная игра в симулятор: не понравился персонаж – перезапустил и развиваешь другого. Жизнь Лиама в школе дебоширов мало чем отличается от типичного быта среднестатистического ученика. С той лишь разницей, что ему приходится откликаться на женское имя Мария и посещать танцевальный кружок. В этом-то и небанальность ситуации, обеспечивающей романтической нелепостью каждый новый день. Бывший затворник окунается в мир безрассудных чудес, что гарантирует сложно разрешимые задачки на каждом шагу. Фильму удалось вызвать ощущение сопричастности, и наблюдать за эскападами предприимчивого умника как минимум нескучно. Школьные события переживаются по принципу интенсивного накопления капитала, а вот домашние несколько удивляют притянутостью. Сценарий не поясняет, куда делся отец Лиама, на что, собственно, существует эта весёлая семейка, и есть ли в жизни Клэр Хип что-то ещё, помимо неусыпного контроля за сыном. Вереница ожидаемых допущений временами выглядит чересчур протяжённой, и не все смысловые дыры удалось залатать затиркой из юмора.
Счастлив человек, вспоминающий школьные годы с улыбкой. И речь в данном случае не о становлении личности. Даже наоборот: вечный ребенок – не самый плохой вариант, если в действиях и поступках он придерживается логики. Типаж Лиама в избранном ракурсе предстал интересным вариантом везунчика, которому собственная удачливость и ум нередко мешают. Правильное использование талантов в сочетании с умением заводить друзей даёт человеку гораздо больше всей учебной литературы – и тут с Кайлом Райдаутом тяжёло спорить. Благосклонность, с которой приняли картину на фестивале в Торонто, по всей видимости, вызвана синтезом нестареющих догм и свежестью их адаптации. Понятно, что за пределы галактики молодёжных комедий «Школа» не устремляется, однако, отдать должное правильной морали эта оговорка ничуть не мешает. Фильм к тому же очень правильно относится к явлению ненормальности (имеется в виду интеллект либо физическая ограниченность), и в этом отношении Райдаут точно молодец. Во всём остальном его картина – далеко не худший способ потратить полтора часа. А за компанию – так вообще получится прекрасно.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 6 сентября