Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Чёрный Адам
Автор: Сергей ПрудниковДата: 24.10.2022 14:22
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

ЧЁРНЫЙ АДАМ (BLACK ADAM)
2022, США, 125 мин.
Жанр: фантастика, боевик, супергероика
Режиссёр: Жауме Кольет-Серра
В ролях: Дуэйн Джонсон, Элдис Ходж, Пирс Броснан, Ной Сентинео, Сара Шахи, Куинтесса Суинделл, Марван Кензари, Бодхи Сабонгуй


Будем честны: за судьбой и развитием киновселенной DC наблюдать куда интереснее, чем за изменениями у конкурента «Марвел». Амплитуда успеха у студии, в чьей юрисдикции находятся титаны Бэтмен и Супермен, являет собой крайне неровную кривую, где за парой не самых удачных релизов внезапно следует кассовый и зрительский хит. Пожалуй, именно эти поиски себя делают DC интереснее и живее, чем ушедшая в стагнацию «Марвел», где после 10 лет относительного благополучия наступил период экспериментов, большая часть из которых вызывает у фанатов кинокомиксов недоумение.

У DC же всё более-менее непредсказуемо. Чехарда в правящем составе студии Warner, скандалы, связанные с ведущими актёрами франшизы, отмена пресловутого «снайдерверса» и битва с фанатами за релиз «снайдерката». Пожалуй, «Марвел» и не снилась такая бесконечная зрительская любовь и поддержка, какую демонстрируют фанаты DC. При этом, DC/Warner изначально не боялись экспериментировать и искать свой путь. После сворачивания «снайдерверса» студия пошла на беспрецедентные шаги, разделив свои кинокомиксы на те, что входят в киновселенную, и, так называемые, экспериментальные, которые могли бы стать ядрами своих собственных франшиз, как это было с «Джокером» Тодда Филлипса или «Бэтменом» Мэтта Ривза. Практика показала, что именно самостоятельные картины пользуются большим спросом у зрителей, что те доказали неплохой кассой и лояльными отзывами.

Но что, в таком случае, делать с DCEU, сердцем которой были фильмы Зака Снайдера и Лига справедливости? Студия продолжает предпринимать попытки реанимировать киновселенную, но делает это осторожно, не анонсируя за раз множество проектов, как это было ранее, а порой и отменяя те, что, по данным аналитического отдела, могут привести к убыткам (многострадальная «Бэтгёл» тому пример). Последним фильмом, который был выпущен DC Films при участии попавшего в опалу президента студии Уолтера Хамады стал «Чёрный Адам», и, кажется, что лента Жауме Кольетт-Серры стала очень символической точкой не только для киновселенной DC в своём прежнем состоянии, но и финалом правления Хамады, прославившегося как ярый противник «снайдерверса» и руководитель, чьи решения едва не погубили всё, что было достигнуто ранее.

Многие поклонники кинокомиксов и DC в частности в курсе, что «Чёрный Адам» – проект мечты для Дуэйна Джонсона, который грезил без малого пятнадцать лет о том, чтобы вывести ключевого противника Шазама на большие экраны. Любовь Скалы к Адаму так велика, что он на своих могучих плечах вытянул ленту из производственного пекла и задал курс, по которому сюжет мог бы двигаться и потенциально тянуть за собой хромающую франшизу о супергероях. Только вот что-то пошло не так, и «Чёрный Адам» выглядит как запоздавший привет из 2010-х, вобравший в себя не только самые избитые штампы жанра, но и наглядно демонстрирующий, что в Голливуде всё ещё нехватка талантливых сценаристов.

Так о чём же «Чёрный Адам» и кто вообще такой этот мрачный антигерой, который должен был стать надеждой для DC Films на воскрешение?

Пять тысяч лет назад на Ближнем Востоке существовало королевство Кандак, чей правитель-тиран грезил о божественной власти. Для этого он поработил свой народ и заставил их трудиться в шахтах, чтобы добыть ему редкий минерал Этерниум, из которого царь надеялся выковать особую корону, дарующую власть над шестью демонами Ада. Но один человек не склонился перед деспотом и бросил ему вызов. Получив силу античных богов и произнеся волшебное слово «ШАЗАМ!», герой сверг узурпатора, а сам вошёл в историю своей страны, как первый чемпион и защитник людей. Но гнев и злоба героя были так велики, что волшебники замуровали его в недрах горы вместе с дьявольской короной, дабы бывший герой не стал ещё большей угрозой для человечества.

Уже в наши дни археолог Адрианна Томас находит гробницу Тет-Адама – героя прошлого и пробуждает его, когда её страну вновь постигли несчастья – жестокая Интербанда крадёт ресурсы некогда процветающего края, а земные супергерои упорно не замечают страданий кандаканцев. И лишь Тет-Адам может вновь спасти свой народ, ведь он не скован нормами морали и запретом на убийства. Жестокий антигерой привлекает внимание Общества справедливости Америки, куда входят Человек-ястреб, волшебник Доктор Судьба и новички Циклон и Атом Крушитель, для которых Адам – угроза миру похлеще Интербанды.

Лента с первых кадров оглушает зрителя масштабной и перенасыщенной деталями экспозицией с погружением в историю вымышленного государства, и это первый тревожный звоночек. То, что в «Лиге справедливости Зака Снайдера» было не слишком затянутым флэшбеком в прошлое, у Жауме Кольетт-Серры внезапно выходит на передний план и занимает слишком много времени, работая против динамики истории. Так же моментально бросается в глаза злоупотребление фирменным снайдеровским slow motion, которое из инструмента стилизации превратилось в самоцель. Безусловно, то как эпично Адам разделался с военной техникой противника выглядит зрелищно, однако на лицо попытка не только откровенно «закосить» под Зака Снайдера, от наследия которого студия активно открещивалась при Хамаде, но и сделать сцену со сверхбыстрым супергероем вроде той самой сцены с Ртутью из «Люди икс: Апокалипсис».

Другой не менее критичной проблемой ленты является, как это ни странно, сам Дуэйн Джонсон, который никогда не был отличным актёром, но брал своим обаянием и харизмой. «Чёрный Адам» харизму бывшего рестлера сводит на нет, вынуждая Адама весь фильм супиться, хмурить брови и не позволяя отпускать шуточки, без которых киногерои Джонсона как без рук. Будь заявленный персонаж подобен своему аналогу из комиксов, то есть мрачным антигероем, зачастую выступающим на стороне плохих парней, это бы только пошло истории на пользу. Но Адам в кино слишком часто меняет полярность – то он пачками убивает вражеских наёмников и не испытывает по этому поводу сожалений, то ведётся на нравоучения совестливых героев и ограничивается лишь запугиванием, а то и вовсе спасает сына главной героини, что вообще не вяжется с действиями ранее.

При этом двухчасовая лента помимо раскрытия характера титульного персонажа пытается ввести в сюжет ещё и членов Общества справедливости Америки (не путать с Лигой, она появилась хронологически позже), не знакомых для массового зрителя. А сопереживать персонажам, которых не знаешь, не просто. При том, что и Человек-ястреб, и Доктор Фэйт (он же Судьба) – герои с богатой историей в комиксах, и каждый из них заслуживал бы полноценный сольный фильм. Как итог, никто толком не раскрывается в должной мере, и за Пирса Броснана почему-то обиднее больше всего, ведь его Доктор Фэйт получился достаточно фактурным и не похожим на Доктора Стрэнджа ни способом колдовства, ни внутренней философией. Про Циклон и Атома и сказать-то особо нечего. Историю девушки, управляющей ветром, обозначили лишь одной фразой, что её, дескать, похитил злой учёный и накачал нанороботами, а Крушитель – чистый comic relief, ответ Человеку-муравью от Марвел с аналогичными способностями и неуёмным аппетитом.

Несколько разочаровывает и главный злодей, который становится вялой кульминацией в целом не самого оригинального конфликта с поиском могущественного артефакта. В трейлерах к фильму были попытки представить Адама как антагониста ленты, с которым будет бороться Общество, но маркетологи Warner допустили утечку, и зрители разглядели, что кроме Адама угрозу благополучию планеты будет представлять демон Саббак – третьеразрядный злыдень из комиксов, которого в фильме опустили до уровня земного аватара могущественных потусторонних правителей. Тема рогатых противников в DC, кажется, никогда не закончится – Арес, Степной волк, а теперь вот ещё и Саббак. Схватка Адама и Саббака поставлена впечатляюще, но смазанный CGI несколько портит общее впечатление, да и вообще всё внимание в кульминационной сцене крадут, как ни парадоксально, Доктор Фэйт и Человек-ястреб, что играет против титульного героя в его собственном сольном приключении.

Впрочем, совсем уж провалом «Чёрного Адама» назвать не получается. Местами это всё же довольно красивое кино. Кандак, как город-крепость с узкими улочками, выглядит впечатляюще, отдавая дань уважения ближневосточной архитектуре. Постановка же некоторых отдельных сцен заслуживает похвалы, как например сцена с пробуждением Адама и его расправа над наёмниками, которую мы уже могли видеть в трейлере, или сцены с Доктором Фэйтом, которые смотрятся хорошо исключительно из-за обаяния Пирса Броснана. К сожалению, все немногочисленные достоинства не могут перевесить недостатки. «Чёрный Адам» - не самое изобретательное кино, перегруженное персонажами и экспозицией. История прячется за кинематографическими штампами и боится быть оригинальной тогда, когда это жизненно необходимо, не может удержать единое серьёзное настроение, перебиваясь на редкие неуместные шутки и слишком опирается на шаткий фундамент наследия киновселенной. Даже камео одного известного криптонца в сцене после титров продиктовано скорее страхом перед провалом и желанием усилить привязку к «снайдерверсу», нежели сюжетной необходимостью.

Остаётся только надеяться, что новый исполнительный директор Warner Bros. Discovery Дэвид Заслав, будучи не глупым предпринимателем, поймёт ошибки своего предшественника и проложит DC Films новый курс в светлое будущее, где найдётся место и идеям Зака Снайдера, и оригинальным проектам, которые сделают DC полноценным конкурентом монополисту «Марвел».


Сергей Прудников

Премьера с 19 октября
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 233 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio