СЕРДЦЕ ПАРМЫ
2022, Россия, 159 мин.
Жанр: исторический, драма, фантастика
Режиссёр: Антон Мегердичев
В ролях: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Виталий Кищенко, Фёдор Бондарчук, Владимир Свирский, Роза Хайруллина
История России богата на яркие события, славные битвы и неоднозначных персонажей, вписавших свои имена кровью в летописи на память потомкам. И если благодаря кинематографу современный зритель знает вдоль и поперёк хронику Великой Отечественной войны, то вот более ранние периоды истории родной страны остаются всё ещё большой загадкой. Почему-то наши кинематографисты с большой неохотой снимают ленты о временах Киевской Руси или о правлении царей, должно быть опасаясь больших бюджетов, которые требуется затратить на изготовление достоверных костюмов и антураж.
У режиссёра Антона Мегердичева, по всей видимости, страха перед большими бюджетами нет, раз он решился на постановку эпического полотна о противостоянии Перми Великой и Москвы по мотивам бестселлера Алексея Иванова «Сердце пармы». К слову, роман, вышедший двадцать лет назад, моментально привлёк внимание киноделов, сценарием даже занимался Сергей Бодров, только вот подступиться к монументальному труду Иванова долгое время никак не решались.
История здесь переносит зрителя в XVI век, в эпоху правления царя Иоанна IV, когда Россия была достаточно разобщённой территорией, где бок о бок жили различные народы со своей самобытной культурой и традициями. Князь пермский Михаил пытается без крови и насилия объединить под собой близлежащие народности, крестить диких и необузданных пермяков, вот только карты смешивает сама судьбы – ведь Михаил влюблён в загадочную Тичерть, ведьму-ламию, которая от своих богов отказываться не намерена. Сможет ли православный князь, взявший в жёны языческую колдунью, удержать власть в своих руках в это не простое время? Только от действий Михаила зависит будущее этого наполненного древней магией края.
В медиа «Сердце пармы» уже сравнили с отечественным ответом «Игре престолов», и это сравнение не лишено обоснования. Лента Мегердичева охватывает довольно большой промежуток времени, демонстрируя главного героя – князя Михаила – с юных лет до зрелости, от расцвета Великой Перми до её заката. Как и в экранизации эпического творения Джорджа Мартина, «Сердце пармы» знакомит с разными фракциями и непростыми взаимоотношениями внутри них – будь то княжество Михаила, Москва или язычники-вогулы. Есть тут и свой аналог драконов, этакий мистический элемент, превращающий исторические события в фэнтези для массового зрителя. Речь идёт, конечно, о ламиях – ведьмах-оборотнях, чья сила так велика, что всякий, кто владеет ламией – автоматически обладает огромным влиянием и авторитетом. Роднит ленту с «Игрой» и масштабный производственный процесс, выстроенные с нуля декорации и костюмы, основанные на одежде описываемого времени с поправкой на художественность произведения. Так же сразу бросается в глаза некоторая разрозненность эпизодов, что свидетельствует о том, что «Сердце пармы» задумывался по исконно российской традиции как многосерийный проект, но на постпродакшене был смонтирован в полнометражный фильм.
Те, кто читал книгу Алексея Иванова, безусловно, обратили внимание на расхождения в сюжете. Режиссёр предпочёл сместить акцент на одного главного героя – Михаила или Михана, как его с нежностью называет жена-ламия Тичерть, в то время как у Иванова ближе к концу романа главным героем становится сын Михаила – Матвей. В фильме Матвей так же присутствует, но роль у него небольшая.
Персонажи «Сердца» вообще получились весьма колоритные. Что Александр Кузнецов в роли Михаила, что Елена Ербакова как Тичерть, что Евгений Миронов в качестве крестителя Ионы, что Валентин Цзин в образе инфернального Асыки – за каждым стоит своя история и характер. Мегердичев, да и Иванов, не пытаются показать чёрно-белый конфликт плохих и хороших, не превозносят православие над политеизмом Перми, и это безоговорочное достоинство картины, события которой во многом перекликаются с современностью, но которая при этом не пытается ударяться в политические лозунги. Чуть менее внятно режиссёр представляет свиту Михаила, в которую входит сын упрямого татарского князя и светловолосые то ли финны, то ли эмигрировавшие прямиком из Вестероса Таргариены без драконов. Очевидно, что это была попытка показать объединение под началом Михаила различных народов, проживающих на территории России, но то ли сей мотив стал ещё одной жертвой сериального хронометража и последующего монтажа, то ли свиту просто плохо прописали. Отдельно хочется отметить персонажа Полюда, которого сыграл Сергей Пускепалис. Этот храбрый и верный дружинник Михаила, пожалуй, станет достойной последней ролью для недавно трагически погибшего актёра.
Сравнивая «Сердце пармы» с многосерийным эпиком канала HBO, конечно, замечаешь множество и других параллелей. Здесь постановщик так же, как и шоураннеры «Игры», старается сыграть на любви зрителей к хлебу и зрелищам и активно эксплуатирует сексуальный флёр актрисы Ербаковой, активно сверкающей своими прелестями в кадре, а заодно выводит постановку боевых сцен в российском кино на совершенно новый уровень. Битва пермяков с московскими стрельцами и конницей выглядит захватывающе, эффектно и в меру грязно, будто источником вдохновения служила «Битва бастардов». Это достижение для наших кинематографистов, которые избегают масштабных батальных съёмок, ограниченные скромными бюджетами.
«Сердце пармы» – большое кино, в сегодняшнее непростое для российских кинотеатров время имеющее все шансы привлечь в залы свою аудиторию. Это нестыдная работа, которую хочется рекомендовать к просмотру и которая, наверняка, поспособствует усилению интереса среди молодёжи к отечественной истории. И хоть мы несколько раз в рецензии сравниваем ленту Антона Мегердичева с «Игрой престолов», это ни в коем случае не упрёк и не попытка уязвить постановщика или уличить его в копировании. Проекты в большей степени схожи по атмосфере и настроению, и это тот случай, когда, вдохновляясь заокеанскими работами, мы создаём на своей почве оригинальное и достойное кино, а не бездумную кальку с первоисточника.
Сергей Прудников
Премьера с 6 октября