СТРАННЫЙ: ИСТОРИЯ ЭЛА ЯНКОВИЧА (WEIRD: THE AL YANKOVIC STORY)
2022, США, 108 мин.
Жанр: музыка, комедия, биография
Режиссёр: Эрик Аппель
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Дидрих Бадер, Рэйн Уилсон, Эван Рэйчел Вуд, Тоби Хасс, Джулианна Николсон, Томми О’Брайэн
Совершенно уместно, что байопик про «Странного Эла» Янковича, известного американского музыканта-пародиста, сам является пародией на историю успеха той или иной звезды. Эл, будучи личностью незаурядной, отфильтровал факты собственной биографии, чтобы совместно с режиссёром Эриком Аппелем создать очередную «Невыносимую тяжесть огромного таланта» – прозорливую комедию, в которой смешались реальные события и безумный вымысел. Только такой человек, как Странный Эл, по его собственному мнению, может переспать с Мадонной, одолеть Пабло Эскобара, собрать стадионы, получить приглашение от Queen выступить на Live Aid, заткнуть за пояс Майкла Джексона и т.п.
Итак, первая половина фильма посвящена становлению Эла – обычного ребёнка, строгий отец которого строго настрого запрещает мальчику учиться играть на аккордеоне. Эл, естественно, нарушает запрет, а повзрослев герой решает исполнить свою мечту:
изменить текст уже существующего музыкального хита. Пародии Эла привлекают внимание эксцентричного доктора Дементо – реального человека, продюсера и ди-джея (и действительно продюсера Эла в реальной жизни). Выясняется, что пародии приводят к росту популярности оригинальных исполнителей, поэтому Мадонна решает соблазнить Эла, чтобы тот сделал пародию на Like a Virgin. А в последнем акте наркобарон Эскобар, будучи поклонником пародиста, похищает Мадонну, из-за чего Эл перевоплощается в Джона Уика и Рэмбо.
По большому счету «Странный» является развлекательной комедией «для тех, кто в теме». Во-первых, чтобы проникнуться лентой, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с биографией Эла в «Википедии» и понимать культурный фон. Так Янкович действительно придумал песню Another One Rides the Bus в формате импровизации и т.п. В «Странном» присутствует множество деталей, прежде всего в личностях. Вероятно, Сальвадора Дали зрители узнают сразу, но в фильме замечено множество и малоизвестных русской аудитории личностей (DJ Вольфман Джек, Пи-Ви Герман, Дивайн). Во-вторых, «Странный» не боится показаться «мозговыносящим», а некоторые сюжетные моменты, например, Майкл Джексон, «укравший» у Эла хит, могут смутить отдельных людей. Тем не менее, в этом бреде всё равно можно найти каплю здравого смысла: реальный Эл «забанил» собственные пародии на песни Джексона после выхода скандального документального фильма.
«История Эла Янковича» забавна и тем, что актёры тут намеренно переигрывают. Эван Рэйчел Вуд мерзко жуёт жвачку, а Рэдклифф без рубашки изображает из себя пьяного и орёт на фанатов. Проблемы с юмором заключаются в том, что «Странный» слишком сильно полагается на эти образы: в более тонких вещах, заставляющих вспомнить комедии «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса» или «Выбор судьбы», этот проект куда сильнее резонирует. Увы, их мало, и подаются они в отрыве от основной истории.
Карикатура уместна, высмеивает образ жизни американских знаменитостей, а местами заставляет вспомнить классику пародии – «Голый пистолет», «Аэроплан» и другие. Временами «Странный» топчется на месте, однако, кульминация всё искупает – нельзя не признать амбиции сценаристов по установлению уровня абсурда в финале. В конце концов стоит отдать должное и самому Странному Элу, который имеет чувство юмора, и авторам сего опуса, ведь официальная аннотация ни в коем случае не лжёт: может быть,
это история не о лучшем аккордеонисте, но, безусловно, о самом известном.
Егор Рябцев
В Сети с 4 ноября