КОГДА ТЫ ЗАКОНЧИШЬ СПАСАТЬ МИР (WHEN YOU FINISH SAVING THE WORLD)
2022, США, 88 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Джесси Айзенберг
В ролях: Джулианна Мур, Финн Вулфхард, Билли Брайк, Алиша Боэ, Джек Джастис, Джей О. Сэндерс, Элеанор Хендрикс
Когда какой-либо известный актёр искренне желает стать режиссёром, зачастую в первую очередь он снимает произведение глубоко личное, а может, даже и автобиографическое. Подобное нам продемонстрировали и Джона Хилл с «Серединой 90-х», и Пол Дано с «Дикой жизнью», и Вигго Мортенсен с «Падением». Что касается Джесси Айзенберга, то он продолжает эту тенденцию, но в более сдержанной манере. Такое чувство, что Айзенберг до того сильно фанател по Вуди Аллену, что решил подражать знаменитому режиссёру-невротику, только без вычурности и иронии. Получился одновременно и фильм-посвящение для тех, у кого проблемы в семье, и неловкая драма, и схематичная сатира о нарциссизме, и, наверное, рефлексия Айзенберга по собственной жизни. Увы, понимание, которое можно извлечь из этого произведения, довольно ограниченное, а история временами кажется серией несвязанных друг с другом эпизодов.
Женщина по имени Эвелин руководит приютом для женщин, переживших семейное насилие. Несмотря на то, что она довольно успешно им управляет, Эвелин не может найти общий язык с сыном-подростком Зигги – неуклюжим и мечтательным парнем, чья жизнь вращается вокруг музыки и собственного YouTube-канала, на котором он стримит свои песни и бряцает на гитаре. И у Эвелин, и у Зигги, похоже, есть потребность в общении, но так как друг с другом не получается наладить контакт, оба ищут внимания других людей. Эвелин выбрала Кайла – сына-подростка одной из обитательниц её приюта. Умный и чуткий Кайл похож на сына, которого Эвелин всегда хотела иметь. Зигги же начинает считать, что его одноклассница Лайла – единственный человек, обладающий такой же «глубиной», как и он.
Саркастическое название звучит так, как будто эту фразу неоднократно ранее произносили героям. Действительно, сценарий сосредоточен не столько на отношениях Эвелин и Зигги, сколько на их личностях – за фильм их пару раз даже обзывают нарциссами. Поверхностные сознания данных персон превращают их из наивных идеалистов в мини-соципатов, витающих в облаках – всегда интересно посмотреть со стороны как выглядят настойчивые, напористые люди, одержимые какой-то «великой» идеей. При этом очевидно, что это не совсем естественная стихия для Айзенберга, потому что режиссёр не всегда вкладывается в контекст. Концепция была бы куда интереснее, если бы в сюжете были определённые противопоставления, но в финальной версии содержится лишь несчастный отец, на которого даже сценаристам наплевать.
А вот актёрская игра удалась. Повзрослевший Финн Вулфхард из «Очень странных дел» играет лирический образ Джесси Айзенберга – неловкого парня с непроницаемым выражением лица, глубоко погружённого в собственные чувства. Джулианна Мур, будучи ветераном ролей подобного рода, от природы талантлива, так что «Когда ты закончишь спасать мир» предлагает ей большую творческую свободу, позволяющую воплотить интересный, индивидуальный образ.
Тематически «Когда ты закончишь спасать мир» представляет собой заезженную историю взросления, хотя Айзенбергу хочется поставить безусловный плюс за то, что он не побоялся вставить «актуальные» предметы эпохи вроде TikTok-а и, должно быть, верно понимал чувства современного подростка. Оболтус Зигги – очевидный аналог Айзенберга, но, кажется, постановщику не хватало тематических откровений; так мысли в сценарии излагают столь жёстко и нагло, что теряется магия кино. Разреженность повествования и шаткая операторская работа (и, как это водится, специализированные приёмчики дебютантов для перевода фильма в плоскость «реализма») приводят к нервирующей правдоподобности, которую тяжело внедрить в материал. Индивидуальности всё же не хватает, так что «Когда ты закончишь спасать мир» проще воспринимать восхищенно, а вовсе не любить, как, впрочем, и центральных персонажей сей картины.
Егор Рябцев