«Фильм года» – странная номинация, ведь мы выбираем лучший фильм «вообще», а такое понятие математически не рассчитаешь. За звание Самого-самого борется сразу 5 лент из 6, что были представлены в номинации «Лучший режиссёр». Естественно, здешний виртуальный пьедестал не идентичен, но главное правило продолжает действовать: шансы на победу всегда выше у фильма с крепким режиссёрским почерком.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
Забавно, но фильмы, оказавшиеся в призёрах за лучшую режиссуру, делят и самый главный пьедестал, вот только поменявшись местами. Впрочем, это вполне закономерно. В прошлом году в тройке оказались в том числе картины, прошедшие мимо широкого проката, но каждая по-своему незабываемая, отличающаяся оригинальным подходом авторов. В этом, с виду, всё наоборот – все ленты на слуху, все можно было посмотреть в кино, работы действительно выдающиеся и с точки зрения мировых критиков. Неудивительно, что именно они стали в наших глазах лучшими, ведь каждая заточена под свою (пусть и достаточно широкую) аудиторию. И с этой точки зрения вполне логично, что
«Решение уйти» заняло третье место.
Есть такой особый вид коммуникации, когда собеседник изъясняется отнюдь не простыми терминами, использует сложную лексику, небанальные образы, оригинальные метафоры, но делает всё это настолько естественно и красиво, что от диалога просто невозможно не получить удовольствие, даром что со стороны подобный разговор может показаться вычурным, непонятным, и даже, представьте себе, скучным. Пак Чхан-ук как раз из таких. Его романтическая трагикомедия – вещь не для случайного зрителя, это высказывание для искушённых, в чём-то пресыщенных эстетов, которых не заманишь в кино яркой картинкой и предсказуемыми (и оттого манящими своей простотой) поворотами сюжета. Для тех, кому радостно обнаруживать всё новые и новые смыслы, кто не любит очевидных ответов и не поклонник чёрно-белой палитры. Для тех, кто уже постиг опыт юношеской влюблённости, а затем и взрослой любви, но продолжает мучительно искать иного, более глубокого и сложного чувства. Такой фильм не посмотришь под попкорн (в отличие от забравшегося на вторую строчку нашего рейтинга детища Кэмерона), но в финале получишь ни с чем не сравнимое удовольствие. Чисто статистически зрителей, способных в полной мере оценить истинно синефильский подход режиссёра, меньше, однако, приятно, что подобные работы всё же занимают своё законное место среди лучших.
Вот она – непредсказуемость наших итогов во всей красе. Казалось бы – очередной монстр мирового кинопроката от Джеймса Кэмерона, которому суждено оказаться в самых разных топах, был просто обязан покорить любого зрителя. Однако вселенная (и результаты голосования, снова, как в 2009-м) распорядились иначе, и сиквелу про Джейка Салли и его стремительно разросшееся семейство досталось только второе место. Причины не только в бунтарском духе части редакции, но в самом фильме –
«Аватар: Путь воды» наглядно демонстрирует актуальные интересы своего режиссёра, больше сосредотачиваясь на экологическом подтексте и чудесах иноземной природы, чем на похождениях своих героев.
Безусловно, водная экосистема Пандоры впечатляет, и Кэмерон нагло пользуется этим, продавая зрителю практически тот же продукт во второй раз. Уделяя добрую треть фильма созерцанию инопланетных красот, остальные две трети он отдаёт на откуп банальным (зачёркнуто) эталонным сюжетным ходам, которые не оставят равнодушными большинство зрителей. Трудности многодетного семейства, сложные взаимоотношения отцов и сыновей, сильные и смелые женские особи, фоновая борьба с колонизаторами, личные счёты со старым врагом и жестокое обращение с животными – «Путь воды» почти что наглядный пример для начинающих режиссёров и маркетологов. Пример, разумеется, положительный и мы единогласно готовы это подтвердить – несмотря на внешнюю простоту и ленивость сценария, он доводит своё дело до конца, а уж спецэффекты и экшн надёжно полируют впечатления. Правда, как и любая работа «на классе», фильм Кэмерона проигрывает более дерзким и наглым конкурентам. Ну да не беда, Пандора всё равно отвоевала место в наших сердцах.
Самозабвенное погружение в мир разговоров о любви на языке кинематографа от Пак Чхан-ука. Самовлюблённое погружение в нарисованные воды Пандоры от любителя надёжных способов заработать на манипуляции Джеймса Кэмерона. Очевидно, что в тройке лучших собрались поклонники глубоководных видов спорта, и Дэн Кван с Дэниэлом Шайнертом не исключение, но именно их оригинальный подход обеспечил авторам победу в номинации.
«Всё везде и сразу» апеллирует к, пожалуй, самой широкой аудитории, предлагая зрителю путешествие в собственное подсознание, искалеченное чрезмерными объёмами поступающей информации.
Общее внешнее безумие фильма отлично коррелирует с тем, что творится в голове у среднестатистического жителя XXI века, мозг которого обречён работать нон-стоп, с каждым разом потребляя всё большее количество максимально разнообразного контента. Вечный двигатель давно изобретён, и его ограниченность банальной человеческой смертностью с успехом преодолевается режиссёрами в этом двухчасовом психоделическом трипе о, между прочим, базовых человеческих ценностях. Оказывается, взаимоотношения отцов и детей (а также матерей и дочерей), сильные и смелые женские персонажи, проблемы нетрадиционной любви, трудности социально и экономически незащищённых слоёв населения можно обсуждать внутри подобной демонстрации клипового мышления as is, когда один сюжет переходит в другой стремительно и беспощадно. Но Кван и Шайнерт решили пообщаться не только с зумерами и людьми, испорченными соцсетями. «Всё везде и сразу» – это ещё и изумительное в своей точности постмодернистское высказывание, не ограничивающее себя количеством всевозможных отсылок, оммажей и аллюзий, что делает фильм действительно незабываемым.
Анастасия Ивахнова,
Кирилл Банницин
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ФИЛЬМ ГОДА 2021 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2020 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2019 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2018 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2017 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2016 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2015 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2014 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2013 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2012 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2011 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2010 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<