Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2022: Лучший отечественный фильм
Автор: К. Банницин, А. ИвахноваДата: 02.10.2022 12:03
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

Одна из самых важных номинаций в наших Итогах, и дело даже не в нашем патриотизме. Просто тут мы выбираем самые лучшие фильмы, без разделения на жанры. Как всегда, ограничение только одно – made in Russia. Было время, когда мы с трудом могли набрать для Лучшего отечественного фильма даже шесть годных номинантов, ну а теперь за бортом приходится оставлять очень и очень неплохие ленты. Качество российских фильмов растёт и это радует: «басурманам» приходится подвинуться уже и в жанровых номинациях!

ПРЕТЕНДЕНТЫ:






Кто-то наверняка прочил новому фильму Антона Мегердичева звание лучшего отечественного фильма 2022 года, однако, редакция нашего журнала решила иначе. Масштабная экранизация эпического романа Алексея Иванова и, по совместительству, один из самых заметных долгостроев российского кино, пробил себе путь на экраны удивительно своевременно. Будучи (как и большинство таких фильмов) экранизацией формальной и следующей своему, отдельному от первоисточника, курсу, «Сердце пармы» обладает богатым внутренним дискурсом – просмотр наводит на рассуждения о предначертанности судьбы (как конкретного человека, так и государства), о непростом выборе перед лицом поражения, любви вне времени и силе личности, способной вести за собой народы.

Конечно, у Мегердичева любая из тематик обрастает формализмом, ведь в первую очередь «Сердце пармы» – кино развлекательное, снятое с оглядкой на лекала голливудских блокбастеров. К счастью, эпизодическое заимствование оказывается успешным; самый заметный момент – финальная затяжная рубка, своей кровавой беспощадностью отсылающая к похожим битвам из «Игры Престолов». Собственно, беспощадность – одно из главных достоинств фильма, несмотря на наличие ярких фэнтезийных элементов пытающегося выглядеть вне времени в том, что касается дел государственных. Кровью земля к земле прирастает – именно так всё решалось, решается и будет решаться всегда, когда дипломатия оказывается слабее грубой силы, а цели одного правителя – претенциознее, чем у остальных. Недаром диалог главного героя с Иваном III оказывает настоящей бомбой для неподготовленного зрителя – каждый может воспринять его по-своему, но никто не оспорит, насколько он приходится к месту во время премьеры фильма. И пусть «Сердце пармы» местами страдает от типичной болезни современных российских блокбастеров (одномоментных съёмках сериала, приводящих к общей сюжетной неряшливости), в целом картина оказывается вполне достойна того, чтобы оказаться на пьедестале нашего рейтинга.


Антон Маслов – режиссёр в большей степени сериальный, причём его проекты отличаются разной степенью удачности: от «выстреливших» «Вампиров средней полосы» до откровенно провальных «Бесстыдников», о которых, впрочем, мало кто помнит. Такой послужной список скорее наводит на мысли, что автору требуется определённый хронометраж для раскрытия всех персонажей, и тем любопытнее, что в полнометражном фильме ему хватило каких-то полутора часов. Более того, «Многоэтажка» – история сложная в своей дихотомичности: при камерности локации (а действие практически не выходит за пределы одного, пусть и высотного, дома) действующих лиц здесь достаточно много, ведь, кажется, соседи с абсолютно всех этажей принимают активное участие в поисках пропавшей пятнадцатилетней девочки.

Режиссёр успешно справляется со своей творческой задачей, постепенно раскрывая зрителю главных героев этого драматического триллера (или остросюжетной семейной драмы) и одновременно презентуя каждого отдельного жителя этого проклятого подъезда. В результате получается не только неожиданно захватывающее действо, но и довольно любопытное социальное высказывание. В какой-то момент начинает чудиться, будто исчезнувшая Кира – лишь хороший предлог для того, чтобы исследовать это многорукое, многоголовое, жуткое в своей ограниченности и пугающее своей силой чудище, имя которой толпа. Довольно скоро соседи становятся полноценными участниками киноповествования, персонажами, знакомыми каждому, и Маслов рисует характер каждого из них выверенными, точными движениями. Это похоже на картину, которая, если отойти подальше, распадается на множество мазков, её составляющих, а полное впечатление можно составить только подойдя поближе. Жаль, что финал оказался несколько смазанным благодаря слишком уж карамельной речи главной героини, однако, нельзя не признать, что «Многоэтажка» – выдающийся фильм, оставляющий надежду на то, что не всё так плохо в нашем королевстве.


Наверное, сложно было представить, что полнометражный режиссёрский дебют Ладо Кватании, одного из знаковых российских клипмейкеров 2010-х, станет настоящим триумфатором «Золотого Четвертака». Победы сразу в двух мощных номинациях вкупе с фактическим признанием широкого зрителя – достойный результат для фильма, который поначалу казался не более чем стильным набором жанровых клише. Не удивляйтесь – в сухом остатке, возможно, так и есть, но Кватания проводит титаническую (особенно для дебютанта) работу, превращая свой фильм в жуткий пазл, чьё полотно скрывает не менее болезненное высказывание о том, каково это – противостоять системе.

Забавно, но в параллельной вселенной наш лучший отечественный фильм мог бы стать одним из лучших корейский фильмов года. И пусть в своих интервью Кватания тянет нити собственного вдохновения к самым разным мастодонтам кино (от Хичкока до Балабанова, вкус у режиссёра недурственный), основные источники вдохновения видны как на ладони – кровавые и беспощадные корейские триллеры с их ломающими восприятие сюжетными твистами. В определённой части «Казнь» – это один большой оммаж и в тоже время признание в любви «Воспоминаниям об убийстве» Пона Джун-Хо. И, как любое такое искреннее признание, оно порывисто, местами неосторожно, в чём-то дерзко и импульсивно. Может показаться, что Кватания слишком претенциозен, но ему хватает мастерства собрать из собственных наработок настоящее кино – с тщательно выстроенными кадрами, впечатляющими и даже почти грандиозными (у Даниила Спиваковского) актёрскими работами, запоминающимся визуалом и чётко прослеживаемой идеей. Монструозная система, сама порождающая монстров и превращающая в них тех, кто по призванию должен был бороться с тьмой. Шаг за шагом, всё глубже, герои спускаются в тот самый подвал, из которого не будет выхода, потому что их обрёк на это огромный, неповоротливый государственный и бюрократический механизм. «Осади, касатик! Осади!». Нет, не в этот раз.

Кирилл Банницин,
Анастасия Ивахнова

ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Сердце пармы
2. Казнь
3. Мира



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2021 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2020 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2019 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2018 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2017 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2016 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2015 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2014 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2013 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2012 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2011 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2010 <
> ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ 2009 <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 399 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio