КРИК 6 (SCREAM 6)
2023, США, 122 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссёр: Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
В ролях: Мелисса Баррера, Дженна Ортега, Кортни Кокс, Джасмин Савой Браун, Мэйсон Гудинг, Скит Ульрих, Роджер Л. Джексон, Дермот Малруни, Джек Чемпион, Джош Сегарра
А вы способны сходу назвать ваш любимый фильм ужасов? Тот, от которого по телу бегут мурашки, или тот, где сюжет закручен настолько лихо, что финал не предугадать? А может тот, где проливаются литры крови, а жертвы зловещего маньяка зрелищно погибают в агонии? Если вам кажется, что всё вышеозначенное – составляющие единого идеального фильма ужасов, то вы абсолютно правы. И как это не парадоксально в наш век бесконечных кинематографических франшиз, но именно таким идеальным хоррором выступает «Крик», звучащий в кинотеатрах всего мира уже в шестой раз.
Стоит напомнить, что «Крик» - детище прославленного режиссёра Уэса Крейвена, папы Фредди Крюгера, и сценариста Кевина Уильямсона, набившего руку на различных молодёжных слэшерах девяностых и нулевых. Уильямсон вообще фигура, пожалуй, более монументальная в контексте работы над циклом о Призрачном лице, ведь он не только приложил руку к каждой выпущенной части, но и курировал фанатские фильмы по «Крику», а также писал сценарий для сериала-перезапуска 2015 года, исполнительным продюсером которого перед своей кончиной успел побывать и сам Крейвен. Пятая часть, представленная в 2022 году, под руководством талантливых Мэттью Беттинелли и Тайлера Джилетта получила восторженные отзывы публики и умудрилась не только остаться верной традициям, но и заметно обновить лор франшизы. И нет ничего удивительного, что Голливуд взялся за продолжения, покуда курица способна нести золотые яйца в кассу.
Центральными героями шестой части становятся выжившие ребята из прошлого «Крика» - сёстры Саманта и Тара Карпентер и близнецы Минди и Чед, перебравшиеся в Нью-Йорк на учёбу и мечтающие забыть о кошмаре в Вудсборо. Только вот кошмар и не думает забываться, ведь Призрачное лицо с подачи мета-франшизы «Удар ножом» стал популярным образом на Хэллоуин, а Саманту общественность подозревает в том, что истинным убийцей является именно она, а не её бывший парень Ричи. Всё усугубляет новое журналистское расследование Гэйл, в котором та раскрывает, что отцом Сэм и Тары был Билли Лумис, и теперь девушек преследует недоброжелатели и журналисты. Среди недоброжелателей и новое Призрачное лицо. На этот раз психопат ещё яростнее, сильнее и кровожаднее, устраняя каждого, кто оказывается между ним и его главной жертвой – Сэм. От такого кошмара не спрячет даже многомиллионное Большое яблоко.
Если темами прошлых частей были хорроры, как жанр, сиквелы, трилогии, фанаты и ребуты, то шестая часть берёт за центральный мотив моду на франшизы, когда одна удачная история порождает целую вереницу продолжений, в которые волей-неволей затянуты участники прошлых частей. Самоирония «Крика» по-прежнему одно из лучших качеств серии, превращающих традиционный хоррор в остроумную чёрную комедию, однако нельзя не обратить внимание, что «Крик 6» впервые спотыкается на поле, которое сам ловко до этого окучивал – герои, которые кичатся своим знанием законов жанра, начинают вести себя не логично и ровно по этим самым законам, наступая на одни и те же грабли снова и снова. Если в первых частях это было уместно, то в шестой, когда одна из героинь буквально вслух проговаривает действующую формулу фильма, смотрится странно. Если вы такие умные, хочется спросить героев «Крика», то почему такие мёртвые?
Впрочем, это лишь придирки, потому что в общем и целом шестая часть уверенно удерживает планку качества своего предшественника, уместно подкидывая зрителю пасхалки на богатое наследие сериала (и самостоятельно же их высмеивая) и не сильно ударяясь в ностальгию. Из старой гвардии у нас здесь лишь Кортни Кокс, роль которой несущественна в целом, но её очередная стычка с маньяком в маске, пожалуй, смотрится драматичнее и напряжённее всего, что было ранее. Героиня Нив Кэмпбелл в Нью-Йорке не появляется, потому что Сидни Прескотт с мужем и детьми «заслуживает счастья», но по факту просто из-за жадности актрисы, которой гонорар показался маленьким, учитывая её заслуги перед франшизой. Большое ли это упущение? Нисколько. «Крик» вошёл в ту свою стадию, когда герои прошлых частей уже не играют такой значительной роли для узнаваемости бренда, да и новые лица поколения уже достаточно известны, чтобы взвалить на их плечи будущее цикла. К примеру, вернувшаяся Хайден Панаттьери из четвёртой части, которая до этого считалась погибшей, снова в строю в качестве агента ФБР и явная замена постаревшей Кокс. По крайней мере степень неубиваемости и стервозности обеих примерно одинаковые. А Мелисса Баррера и Дженна Ортега и вовсе способны легко заменить Сидни Прескотт в качестве штатных «последних девушек» серии. И если у героини Барреры просто интересный бэкграунд с отцом-маньяком и постоянными травматическими галлюцинациями (ставим на то, что в седьмой или восьмой части именно Сэм станет главным антагонистом!), то Ортега после популярности «Уэнсдей» стала чуть ли не главной молодой звездой «Крика», способной привлечь новую аудиторию к серии, которой без малого уже тридцать лет.
Хоть к шестой части уже несколько странным выглядит это поразительное обилие психопатов и подражателей, зацикленных на образе Призрачного лица, а неэффективность пуль и ножей, не способных окончательно убить хоть кого-нибудь, вызывает вопросы, «Крик 6» всё же отлично развлекает и заигрывает со зрителем и его ожиданиями. Маньяк в этот раз действует жёстче, убийства поставлены изощрённее, а финальная развязка отличается непривычным уровнем эпичности и драмы. У Беттинелли и Джилетта уже есть план на седьмую часть, и искушённый зритель легко способен раскусить направление, в котором двинется серия дальше. Но это ровно тот случай, когда предсказуемость не вредит «Крику», ведь опыт показывает, что грамотный подход и ревизионизм способны даже банальность превратить в интригующее открытие.
Сергей Прудников
Премьера с 8 марта