ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА (THE MAGIC FLUTE)
2023, Германия, 104 мин.
Жанр: фэнтези, мюзикл
Режиссёр: Флориан Сигль
В ролях: Джек Вульф, Иван Реон, Ф. Мюррэй Абрахам, Нив Маккормак, Эллиот Куртиур, Амир Уилсон, Тедрос Теклебран, Козима Хенман, Сабин Девьель, Моррис Робинсон
Пожалуй, даже самый далёкий от оперы человек, знаком с «Волшебной флейтой» Вольфганга Амадея Моцарта. Ну или хотя бы слышал запоминающуюся арию Царицы ночи, от которой по телу бегут мурашки. Если же данный культурный пласт обошёл вас стороной, рекомендуем наверстать, ну или, на худой конец, посмотреть новое англо-немецкое фэнтези Флориана Сигля, взявшее за основу оперу Моцарта, разбавив её мотивами из «Гарри Поттера».
Семнадцатилетний Тим Уокер мечтает стать музыкантом и по велению умирающего отца отправляется учиться в привилегированную школу Моцарта, откуда вышли все прославленные артисты. Только вот в школе с первого дня дела идут не очень – высокомерный директор не видит в Тиме яркого потенциала, да и одноклассники считают неудачником. Но однажды Тим находит волшебный проход в старинных часах, которые приводит его в волшебный мир Моцарта, где герои его знаменитой «Волшебной флейты» существуют в действительности. Тим здесь вынужден взять роль принца Тамино, которого загадочная Царица ночи просит отыскать её похищенную дочь – принцессу Памино. В соратники Тиму неожиданно набивается птицелов Папагено, а в руки попадает тот самый титульный магический артефакт, способный провести героя через три опасных испытания и освободить похищенную девицу из рук коварного жреца Зарастро.
«Волшебную флейту» экранизируют далеко не впервые, но всякий раз опера не уходила далеко от своего музыкального происхождения и была хоть и кинематографической, но всё же пьесой со всеми типичными условностями. Самой, пожалуй, прогрессивной и отдалённой от традиционализма версией можно назвать картину Кеннета Браны 2006 года, снятую к 250-летию со дня рождения Моцарта, где события оперы перекликаются с ужасами Первой мировой войны. Режиссёр-дебютант Флориан Сигль, отнюдь, не Брана, но также попытался осовременить повествование, вплетая в классический сюжет мотивы подросткового фэнтези и вводя в историю мальчика-попаданца из нашего мира, который, подобно Бастиану из «Бесконечной истории» Михаэля Энде и экранизации Вольфганга Петерсена, знает о «Волшебной флейте» как оперном произведении со всеми его перипетиями, но, будучи сторонним лицом, вынужден примерить на себя роль, которая была ему отведена судьбой. При этом Тим не пытается отойти от сюжета оперы, чётко придерживаясь её правил, хоть и знает, что за просьбой Царицы ночи стоит далеко не просто материнское беспокойство, а желание погрузить мир в Вечную Ночь. И в этом кроется очевидная проблема «Волшебной флейты» Сигля: главный герой знаком с сюжетом оперы, но слепо следует ему, попадая во все ловушки, расставленные для него антагонистами. Тяжело проникнуться испытаниями героя, когда в сюжете нет интриги.
При том, что постановка «Флейты» на очень хорошем уровне. Визуально и стилистически лента приятно удивляет – начиная атмосферой школы Моцарта, расположенной в замке на горе, и заканчивая волшебным миром за часами, где живут феи, гигантская змея и всеми правит Царица ночи. У фильма скромный бюджет и размах, не соответствующий голливудскому, но он подкупает неким очарованием, а оригинальная музыка Моцарта на либретто Эмануэля Шиканедера отлично звучат и сегодня, являя собой сокровище классической музыки. Лента отходит от оригинала лишь в самом конце, когда Тим отказывается от награды, которую должен быть получить в качестве принца Тамино, и выбирает жизнь не со сказочной принцессой, навязанной ему старой оперой, а с той, кого он сам выбрал и полюбил.
Актёрский состав громкими именами похвастать не может, разве что зрители узнают Ивана Реона в роли Папагено (Рамзи Болтон из «Игры престолов»), да Мюррея Абрахама в качестве директора школы («Отель «Гранд Будапешт», «Кабинет редкостей Гильермо Дель Торо», «Белый лотос»). Главных героев исполнили сравнительно неизвестные молодые актёры Джек Вульф и Нив Маккормак. Партию же Царицы ночи взяла на себя французская актриса и звезда оперной сцены Сабин Девьель, которой уже доводилось принимать участие в английской версии оперы 2017 года.
Подводя итог, отметим, что «Волшебная флейта» Флориана Сингля - это тот самый мостик между высоким искусством и массовой культурой, способный привлечь молодое поколение в театры и в доступной форме познакомить с великим художественным наследием Моцарта. Это зрелищная музыкальная сказка с симпатичными персонажами может стать хорошей альтернативой надоевшим шаблонным блокбастерам.
Сергей Прудников
Премьера с 27 апреля