ПИТЕР ПЭН И ВЭНДИ (PETER PAN AND WENDY)
2023, США, 106 мин.
Жанр: приключения, фэнтези, семейный
Режиссёр: Дэвид Лоури
В ролях: Эвер Андерсон, Александр Молони, Джуд Лоу, Алисса Вапанатак, Яра Шахиди, Джим Гэффиган, Джошуа Пикеринг, Молли Паркер, Алан Тьюдик
История мальчика, который не хотел взрослеть, со времени своей первой публикации аж в 1902 году, обзавелась множеством различных киноадаптаций. Самыми, пожалуй, важными стали немой чёрно-белый фильм Герберта Брэнона, где титульную роль исполнила американская актриса Бетти Бронсон, загримированная под мальчика; классический мультфильм Уолта Диснея 1953 года, заложивший основу для каноничного изображения Нетландии и её обитателей на долгие годы; своеобразное свободное продолжение «Питера Пэна» от режиссёра Стивена Спилберга «Капитан Крюк», выпущенное в 1991 году; да яркая сказка Пола Джона Хогана 2003 года, заново открывающая Питера Пэна новому поколению зрителей. Здесь можно было бы упомянуть советскую двухсерийную экранизацию Леонида Нечаева или множество сериальных воплощений персонажа – от мрачной «Нетландии» до ещё более циничного взгляда на Пэна в «Однажды в сказке». К слову, современность диктует моду на переосмысления старых тропов, и сегодня шаловливый и инфантильный Питер Пэн чаще предстаёт в качестве злодея, обнажая целый ворох психологических проблем – от непробиваемого эгоизма до Эдипова комплекса.
От новой диснеевской экранизации повести Джеймса Барри следовало бы ожидать именно такого переосмысления, но политика студии «Дисней» сегодня не та, что ещё двадцать лет назад – смелость и креатив в кулуарах студии сменились на конформизм и бездумную инклюзивность, порождающие беззубые поделки, слепленные из графики и обрывков удачных идей прошлых лет. «Питер Пэн и Вэнди» режиссёра-визионера Дэвида Лоури – типичная диснеевская сказка 2020-х, которую не делает примечательной ни узнаваемый стиль постановщика, ни внушительный бюджет. В сравнении с экранизациями прошлых лет, лента Лоури уступает по всем показателям, но самое, вероятно, досадное упущение – абсолютно неинтересный главный герой, которого затмевают второстепенные персонажи.
«Питер Пэн и Вэнди» фактически от и до следуют сюжету повести и мультфильма 1953 года, игровой адаптацией которого, в общем-то, картина и является, беря во внимание образы персонажей и некоторые сцены, буквально покадрово перенесённые на экран из анимации. Девочка Вэнди Дарлинг с братьями Джоном и Майклом встречают загадочного героя из сказок Питера Пэна, который берёт их с собой в волшебную страну Нетландию навстречу опасным приключениям. Но уже с прилётом в Нетландию семейство Дарлинг оказывается под обстрелом пиратов и на лезвии сабли жестокого капитана Крюка. Питер безрассудно провоцирует пиратов на всё более жёсткие ответные меры, а Вэнди, наблюдая за выходками малолетнего хулигана, начинает понимать, что отказ от взросления – идея не самая продуктивная, ведь теперь ей нужно спасать не только братьев, но и Пэна.
Когда студия «Дисней» анонсировала выход на своём стриминге «Питера Пэна и Вэнди» многих, как это сегодня заведено, смутил каст на роль феечки Динь-Динь, которую сыграла темнокожая актриса Яра Шахиди. Что ж, признаем, что цветная фея далеко не главная проблема фильма, напротив, Шахиди удалось передать озорной нрав Динь-Динь и даже по-новому раскрыться в качестве немой соратницы главного героя, страдающей от того, что никто не способен услышать её речь. Больше вопросов вызывает Александр Молони, выбранный на роль Пэна. Откровенно говоря, паренёк не вытягивает культовый образ и не обладает достаточной харизмой. Его Питеру Пэну не веришь, в нём нет внутренней глубины, а финальное принятие собственных недостатков и попытка решить конфликт дружбой выглядит как притянутый за уши бред сценариста. На фоне слабенького Пэна выигрышно смотрятся Вэнди и капитан Крюк. Первую играет старшая дочь Милы Йовович и Томаса Андерсона Эвер Андерсон, которая, бесспорно, унаследовала от родителей актёрский талант, потому как в одной своей сцене раскрывает больший эмоциональный диапазон, чем Молони за весь фильм. Вэнди в фильме стала самостоятельнее и находится в поисках себя, ведь в Лондоне её ждёт отъезд из отчего дома в пансионат и неизвестность взрослой жизни, которую Вэнди боится. Девочка не хочет быть мамочкой для Потерянных детей Питера Пэна, стремясь найти свой путь, и это хорошо ложится на политику сегодняшнего «Диснея», где классические женские персонажи уходят в эмансипацию и поиск своей идентичности. Неплохо получился и Крюк, которого воплотил на экране Джуд Лоу – классический кровожадный пират получил трогательную предысторию взаимоотношений с Пэном и внятную мотивацию своих поступков, благодаря чему вышел неоднозначным, бросая ту самую тень на главного героя.
Новое время диктует и новые правила, и вот уже в банде Потерянных детей, где всегда были традиционно мальчишки появляются девочки. Ребята подобраны всех возрастов и рас, а в порядке дежурной репрезентативности среди них есть и паренёк с синдромом Дауна. И даже – вот незадача! – банда Питера Пэна в разы колоритнее самого главного героя. Правда, пожалуй, скучнее Питера Пэна здесь только Тигровая Лилия – дождь индейского вождя. Играющая Лилию Алисса Вапанатак – коренной житель Северной Америки, что, впрочем, не убедило сценариста прописать её героиню хоть сколько-нибудь подробно.
В сравнении с предыдущими экранизациями «Питера Пэна» лента Лоури кажется менее яркой и насыщенной магией, благодаря сомнительной, но любимой режиссёром, мутно-зелёной цветокоррекции. Здесь есть наполненные волшебством эпизоды вроде полёта героев из Лондона в Нетландию или схватка на летающем корабле, но отчего-то складывается ощущение, что даже в «Капитане Крюке», которому в 90-е были недоступны чудеса современной графики, было больше экранной магии, чем во всех CGI-задниках творения Лоури. Пожалуй, отсутствие души и какой-то унылый формализм – главные проблемы новых приключений Питера Пэна. Фильм будто снимали без должного старания, изначально нацеленные на прокат на Disney+, а не кинотеатральный релиз, и эта работа спустя рукава хорошо заметна в кадре. При таком подходе ни талантливый режиссёр, ни хорошие актёры не способны сотворить чудо, даже если у них будет вся пыльца фей Нетландии.
Сергей Прудников
Премьера с 28 апреля