МАМА МАФИЯ (MAFIA MAMMA)
2023, США-Великобритания-Италия, 101 мин.
Жанр: комедия, криминал
Режиссёр: Кэтрин Хардвик
В ролях: Тони Коллетт, Моника Беллуччи, Софиа Номвете, Эдуардо Скарпетта, Альфонсо Перуджини, Франческо Мастроянни, Джулио Корсо, Дора Романо
Кристин – обыкновенная домохозяйка с сыном-студентом и инфантильным мужем-музыкантом. Однажды, Кристин получает телефонный звонок с неизвестного номера и узнаёт, что умер её дед, которого она не видела с детства. Героиню приглашают на похороны в Италию, и это отличная возможность не только разгрузиться от житейской рутины, но и переосмыслить собственное существование. Так думает Кристин, пока на похоронах деда не оказывается под градом пуль в центре мафиозной разборки. И вот тут вскрывается правда, ведь дед – сеньор Бальбано – был не только виноделом, но и босом мафии, а Кристин, как его единственная кровная наследница должна заменить его на посту. Сможет ли жизнерадостная американская домохозяйка средних лет завоевать авторитет среди серьёзных головорезов и не разрушить империю деда? Кристин в этом не уверена, но при поддержке новых верных подручных готова попытаться.
Кэтрин Хардвик поклонники кино, скорее всего, знают в качестве постановщика первой части сумеречной саги. Хотя за плечами Хардвик внушительный послужной список, ничего более известного она так и не сняла, словно умышленно стараясь держаться подальше от мейнстрима. Новая комедия с Тони Коллетт и Моникой Белуччи как будто становится для Хардвик своеобразным экспериментом и вызовом – сможет ли она отойти от авторского кино в сторону студийного после долгого затишья? Что ж, если не знать, что режиссёром «Мама мафия» числится именно Хардвик, то ни за что этого и не угадаешь – её авторский стиль тут не просчитать при всём желании.
«Мама мафия» - типичная голливудская комедия, поднимающая популярный сегодня вопрос о месте женщины среднего возраста в мире мужчин. Если раньше трудно было представить героиней ромкома женщину за 40, то сегодня это вполне привычная практика – звёзды «Секса в большом городе» не дадут соврать. Героиня Тони Коллетт как раз такая среднестатистическая героиня, погрязшая в рутине и неудачном браке, открывающая новую молодость по приезду в Италию. Она моментально знакомится с обворожительным Лоренцо и погружается с головой в курортный роман, а когда выясняется, что местной мафии требуется новым лидер, пытается им стать, хотя и мухи не способна обидеть. Кристин – это ставшая сегодня нормой ролевая модель самостоятельной героини, не нуждающейся в мужчине, как защитнике или любовнике. По факту, в картине нет ни одного сильного мужского персонажа – либо подлецы, либо слабаки, либо комедийные элементы, а настоящими железными леди выставлены Кристин и Бьянка, героиня Белуччи.
И вроде бы Хардвик пытается сгладить все острые углы, но сценарий, написанный двумя дамами и одним мужчиной буквально пропитан презрением к сильному полу, так что временами становится неловко. Размах проблемы далеко не такой, как в перезапуске «Ангелов Чарли», но с феминизмом определённый перегиб имеет место быть, и это портит общее впечатление от картины, где сильные и независимые считают уместным убивать мужиков туфлями, превращая их гениталии в фарш. Да, есть здесь и такая сцена. В эпоху #MeToo женщинам прощается унизительное пренебрежение мужской физиологией, зато объективизация прекрасного пола в ответ вдруг стало моветоном. В чудные временами мы живём.
Для семейной комедии в «Мама мафия» вообще многовато трэша. Главная героиня голыми руками совершает несколько довольно кровавых убийств, обставленных с каким-то извращённым цинизмом, а муки совести, которые испытывает Кристин, гложут её ровно до того момента, пока не вскроется очередной ништячок, который приносит должность босса мафии. Так и получается, что сопереживать героине временами решительно не хочется.
«Мамая мафия» подкупает идиллическими видами Италии, симпатичным и аутентичным актёрским составом, состоящим преимущественно из итальянцев (Моника Белуччи как всегда прекрасна) и парой неплохих шуток, но отталкивает откровенной мизандрией и ненужной жестокостью. Не купируй Хардвик и сценаристы романтическую линию Кристин, могло бы получиться даже хорошо, но в современном Голливуде любовь женщины к мужчине, а не к самой себе – ненужный рудимент, мешающий эмансипации. Так и живём.
Сергей Прудников
Премьера с 11 мая