УБИЙЦА «СВЯЩЕННЫЙ ПАУК» (HOLY SPIDER)
2022, Дания-Германия-Франция-Швеция-Иордания-Италия, 112 мин.
Жанр: драма, триллер
Режиссёр: Али Аббаси
В ролях: Зара Амир Эбрахими, Мехди Беджестани, Алис Рахими, Диана Аль Хуссен, Сорайя Хелли, Хазем Элиан
Третий триллер шведского постановщика иранского происхождения Али Аббаси стал одним из триумфаторов прошлогоднего Каннского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Зара Амир Эбрахими была отмечена в Каннах за свою игру. Лента Аббаси повествует о малоизвестном в России иранском маньяке Саиде Ханаи, который убивал «падших» женщин в 2000–2001 гг., веря, что так исполняет волю Аллаха. Действие ленты происходит в Мешхеде – священном для шиитов городе, где находится мавзолей имама Резы, принявшим в 818 году мученическую кончину. Его сторонниками и основан Мешхед.
Любопытно, что Министерство культуры РФ отозвало прокатное удостоверение у фильма Аббаси всего через 5 дней после его выхода в прокат, нанеся тем самым убытки дистрибьютору. Конечно, это было сделано не из-за возможной жестокости картины, ведь дилогия «Ужасающий» вполне свободно транслировалась в кинотеатрах РФ. Тем более, в отличие от клоуна Арта, Ханаи не был садистом. Своих жертв он душил, а себя считал не убийцей, а избавителем священного города от скверны. Причиной запрета трансляции на больших экранах скорее всего является то, что фильм Аббаси поднимает сложную тему прав человека в традиционном религиозном обществе, что явно расходится с современной пропагандой традиционных ценностей.
России, конечно, далеко до Ирана по части дискриминации, да и религиозность у нас формальная, однако, начиная с прошлого года, в стране возобладал консервативный крен во внутренней политике, так что с высоких трибун послышались возгласы запретить пропаганду феминизма и чайлдфри. Несмотря на отстранённый, объективный стиль повествования, что выражается хотя бы в редком использовании музыки и представленных на экране разных точек зрения на преступления Саида Ханаи, сочувствие режиссёра всё равно на стороне женщин, чью позицию отстаивает прогрессивная журналистка Рахими. Она пишет об убийствах Паука, как Ханаи прозвали жители города за привычку заворачивать тела в ковры, и с тревогой замечает определённое сочувствие к нему даже со стороны полиции, которая не спешит расследовать его убийства, ведь по исламским законам проституция вне правового поля.
Фильм Али Аббаси практически лишён саспенса и даже в сценах убийств Саид действует как-то буднично. Для него преступление – это рутина, словно вынос мусора, и он совсем не видит в этих женщинах людей.
Ленту Аббаси можно сопоставить не только с многочисленными экранизациями преступлений Джека-потрошителя, но и с независимым триллером Адама Олбрандта «Несущий крест». В фильме Олбрандта безумец тоже возомнил себя мессией, а сама картина снята в тех же мрачных тонах, откровенно показывая «городское дно» и его обитателей.
Но фильм Аббаси выходит за рамки истории о маньяке, присвоившим себе право судить других людей. Он поднимает сложные вопросы бедности, приводящей женщин на панель, религии, которая не всегда сочетается с моралью. Жизнь человека в религиозном обществе вовсе не является безусловной ценностью. Саид Ханаи и сочувствующие ему даже не задумываются о несоразмерной ответственности женщин за занятие проституцией. К счастью, суд Мешхеда не отпустил Ханаи на свободу, как того требовали его сторонники, но журналистка Рахими, опрашивая свидетелей и участников судебного процесса, быстро убеждается, что многие люди считают действия Ханаи правильными.
Независимый характер и прогрессивные взгляды Рахими вступают в противоречие с пещерными нормами исламской целомудренности. Она носит платок, как и все мусульманки, но в то же время отстаивает право на жизнь всех людей, а для убийцы требует соответствующего наказания. Более того, Рахими не видит ничего ужасного в том, чтобы женщина пользовалась косметикой. Человек имеет право выглядеть привлекательно, демонстрировать свои эмоции на людях, а для борьбы с проституцией лучше использовать повышение уровня жизни, ведь ещё с библейских времён известно, что бедность толкает многих женщин на панель.
Убийца казнён, но справедливость не восторжествовала, ведь в иранском обществе многие люди думают так же, как Ханаи, пусть далеко не все готовы лично взять правосудие в руки. Но есть и ростки цивилизованного отношения к людям. Например, коллега Рахими говорит ей в аэропорту, что ему было приятно с ней работать, признавая её, женщину, равной себе. Она в ответ целует его в щёку – жест, совершенно обычный в любой другой стране, где на страже нравственности не стоят муллы и полиция нравов.
Сложно сказать, сколько должно пройти лет, чтобы люди, выросшие в средневековой религиозной морали, изменили своё отношение к себе и другим. Заниматься проституцией, может быть, не самое нравственное дело, но это не повод убивать жриц любви. Люди не должны оправдывать насилие религиозными нормами, называть убийство священным, ведь нет ничего дороже человеческой жизни. Это убеждение журналистки Рахими, а вместе с ней и режиссёра сложно не разделить.
В итоге, лента Али Аббаси не столько дань феминизму, сколько твёрдый голос в защиту человеческого достоинства. Без держащейся за счёт института принуждения средневековой морали люди не утратят человеческий облик, как это кажется консерваторам. Наоборот, сами имея свободу, они будут уважать свободу других людей. И по периодически вспыхивающим протестам в Иране вполне понятно, что в этой стране всё больше и больше тех, кто считает безнравственным не столько проституцию, сколько грубость и жестокость государственного аппарата, отнимающего у людей свободу в обмен на мнимую стабильность. Возможно, опасаясь аналогичных протестов, особенно на фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации, ленту и запретили к широкому прокату в РФ.
Андрей Волков
В кинотеатрах с 11 по 16 мая