AIR: БОЛЬШОЙ ПРЫЖОК (AIR)
2023, США, 111 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Бен Аффлек
В ролях: Мэтт Дэймон, Джейсон Бейтман, Бен Аффлек, Крис Мессина, Виола Дэвис, Джулиус Теннон, Дэмиэн Делано Янг, Крис Такер
Однажды автор этих строк стоял на остановке, ждал автобус и никого не трогал. И в этот момент к нему обратился какой-то незнакомый парень – единственный раз в жизни это была не просьба закурить, подсказать время или «как пройти в библиотеку». «Братан, где такие педали купил?» – спросил этот парень, подразумевая кроссовки. Стоит ли говорить, что на авторе в тот момент были именно «джорданы»?..
Кроссовки Air Jordan по праву считаются одними из самых красивых и эффектных в мире, так что интерес незнакомца был понятен. А ещё у этих кроссовок есть довольно интересная история появления на свет, так что идея снять байопик про спортивную обувь не выглядит такой уж нелепой. Хотя, конечно, это история не столько кроссовок, сколько рефлексия на тему величия Майкла Джордана, ведения бизнеса международных корпораций, а также решений отдельных менеджеров, которые окажут в будущем влияние на тысячи семей спортсменов и их финансовое благополучие.
Сюжет стартует в 1984 году, когда марка Nike, казалось, окончательно выпала из конкуренции на рынке спортивной обуви, серьёзно отставая как от лидера рынка Adidas, так и от №2 – Converse. Басктебольный отдел Nike получает всё меньший бюджет и даже не пытается претендовать на контракт с кем-то из великих баскетболистов: все они поголовно носят Adidas. И даже на первый-второй номера драфта NBA компания не замахивается, решая разделить рекламный бюджет между несколькими игроками первой двадцатки. Но маркетинговый скаут Сони Ваккаро, бесконечно далёкий от свершения американской мечты, прямо пятой точкой чувствует, что все ставки необходимо сделать на молодого новичка Майкла Джордана. Шило в этой самой точке не позволяет ему сидеть на месте и выполнять приказы начальства: он нарушает все запреты и даже лично отправляется к семье Джорданов, чтобы заключить эксклюзивный договор с баскетболистом, ставя на кон всю свою карьеру. Проблема в том, что Джордан, как и все прогрессивные игроки того времени, хочет играть только в «адиках». Более того, «Найк» он откровенно презирает. Ещё одна проблема – зритель наперёд знает, что у Nike всё получится, и мир увидят потрясающая модель Air Jordan.
Большую часть «Air: Большой прыжок» занимают споры в кабинетах и коридорах Nike между Сонни Вакаро, его боссом Робом Штрассером и владельцем компании Филом Найтом и развиваются они в рамках классических стадий принятия горя – от «это немыслимо» до «ну что ж, попробуем». Уговоры начальства, обхаживание Джорданов, выбивание денег, тщательное планирование судьбоносной встречи с Майклом, где ему предложат именно бренд – всё это по своей атмосфере напоминает какую-то подготовку ограбления банка в стиле «Одиннадцати друзей Оушена». Забавно, что присутствует тут и одна из звёзд того фильма – Мэтт Дэймон, играющий главную роль. В Штрассера перевоплотился нетипично серьёзный для себя Джейсон Бейтман (ранее он уже успешно выступал на драматическом поприще в сериале «Озарк»), а Фила Найта сыграл давний друг Дэймона – Бен Аффлек, который тут напоминает уставшего от корпоративной суеты Брюса Уэйна, которому надоело вот это вот всё, а хочется носить лосины и ездить на виноградного цвета «Порше».
По сюжету, как и в жизни, герои Дэймона и Аффлека уже давно знакомы и имеют вполне дружеские отношения (насколько это позволяет космическая разница в грейде), а потому «химии» между их персонажами легко веришь. Ещё где-то на третьем плане зажигает толстеющий Крис Такер, но в основном он нужен лишь для создания комического эффекта, т.к. всё внимание на себя перетягивает другая чернокожая актриса – Виола Дэвис в роли матери Майкла Джордана, которая знает цену и себе, и таланту своего сына, понимает расклад игры и потому разговаривает даже с директорами корпораций с позиции силы. Сам же виновник торжества появляется лишь в паре сцен и даже его лицо нам не показывают – акцент сделан на том, что решения принимает его мать, ну или она как минимум транслирует их, выполняя работу его агента (который вообще-то здесь тоже есть, но чья функция в основном сводится лишь к разнообразным ругательствам и описанию тех кар, что обрушатся на бедолагу Сонни Ваккаро).
Что же касается самих кроссовок, то их зрителю демонстрируют, как и самому Майклу Джордану, лишь в кульминационной сцене фильма, грамотно нагнетая интригу на счёт внешнего вида и раскрывая некоторые любопытные детали, связанные с дизайном (вот вы знали, что NBA штрафовала игроков, если их кроссовки были недостаточно белыми?). С одной стороны – это действительно подогревает интерес и презентует «джорданы» максимально эффектно, а с другой – все ведь и так прекрасно знают, как выглядит Air Jordan, так зачем постоянно пихать их в кадр? Режиссёр (а это сам Бен Аффлек) грамотно рассудил, что кроссовки должны быть эксклюзивным героем фильма, а потому о нём постоянно говорят, но покажут только один раз для достижения максимального эффекта. Этот нехитрый приём в совокупности с приятной актёрской игрой, атмосферной музыкой и ностальгическими вайбами 80-х делает своё дело – «Air: Большой прыжок» подробно и с интригой (sic!) рассказывает о появлении легендарной обуви, а заодно и в очередной раз показывает нам, что за свою мечту стоит бороться, а иногда и вовсе стоит сыграть all-in.
Игорь Талалаев