ДОЧЬ БОЛОТНОГО ЦАРЯ (THE MARSH KING'S DAUGHTER)
2023, США, 109 мин.
Жанр: драма, триллер
Режиссёр: Нил Бёргер
В ролях: Дейзи Ридли, Бен Мендельсон, Бруклин Принс, Гил Бирмингем, Карен Писториус, Гаррет Хедлунд
Десятилетняя Хелена живёт в глухом лесу с матерью и отцом, которым она безмерно восхищается. Отец обучил Хелену охоте, навыкам выживания и закалил её характер, в то время как забитая и безинициативная мать фактически не принимала участия в воспитании дочери. Уединённая жизнь семейства Хелены в одночасье нарушается, когда в их владениях оказывается заблудившийся турист, а мать девочки предпринимает попытку украсть её у отца и увезти подальше. Вскоре Хелена узнаёт жуткую правду – на самом деле её мать была похищена отцом – психопатом и убийцей Джейкобом Холбруком – и силой удерживаема на протяжении 12 лет в том лесу, а сама Хелена – плод сексуального насилия. Спустя два десятка лет повзрослевшая Хелена, уже сама мать и жена, вновь сталкивается с кошмаром пережитого, когда Джейкоб Холбрук сбегает из-под стражи с намерением воссоединить свою семью, теперь уже с Хеленой и её дочерью.
Режиссёр Нил Бёргер – довольно примечательный кинематографист, который сделал себе имя на экранизациях популярных книг. Именно Бёргер поставил «Иллюзиониста» с Дэвидом Нортоном, в основу которого лёг рассказ Стивена Миллхаузера, «Области тьмы» с Брэдли Купером по мотивам книги Алана Глинна, а также первые части подростковой антиутопии «Дивергент», в основе которых цикл Вероники Рот. Каждая из этих картин стала кассовым хитом, включая «Дивергента», который скатился уже после ухода Бёргера, что доказывает умение постановщика работать с первоисточниками и делать на их основе интересное кино. Поэтому сомневаться в компетентности Бёргера, когда речь зашла об экранизации бестселлера Карен Дионн «Дочь болотного царя», не приходилось. Да ещё когда ленту спонсирует щедрый стриминг-гигант Netflix, а в главных ролях всегда харизматичный Бен Мендельсон и ищущая для себя новое амплуа Дэйзи Ридли. Что бы могло пойти не так?
Но ожидания и реальность не всегда совпадают, вот и «Дочь болотного царя» Бёргера при всех своих художественных достоинствах (а Бёргера при всём желании не упрекнуть в отсутствии вкуса и стиля) почему-то производит двоякое впечатление. То ли виной скромный хронометраж в 100 минут, то ли усиленный акцент на прошлом главных героев, но история противостояния взрослой Хелены и её отца кажется слишком сырой и непроработанной. Героиня Ридли половину фильма испытывает тревогу от пустившегося в бега отца, ставит ловушки, проявляет бдительность – режиссёр грамотно нагнетает саспенс, – и зритель ожидает умного столкновения двух охотников, которые друг другу не уступают в своих навыках. Сюжет буквально напрашивается на то, чтобы более детально показать, как Хелена и Джейкоб выслеживают друг друга, но этого не происходит – противники как-то слишком банально встречаются лицом к лицу без напряжённой погони и запутывания следов. И хоть финальный акт всё равно дарит пару напряжённых эпизодов, неплохую игру Ридли и куда более эффектный отыгрыш Мендельсона, чувство обманутых ожиданий всё равно не покинет зрителя, который надеялся на куда больший масштаб схватки двух близких друг другу соперников. Тем более, с позиции психологии, «Дочь болотного царя» представляет собой довольно интересное погружение в подсознание преступника и его жертвы.
Картина Бёргера могла бы стать отличным триллером, не бойся тот экспериментировать и увеличивать накал страстей. Без нужного градуса конфликта, столкновение отца и дочери Холбрук смотрится чрезмерно камерным и не достаточно напряжённым, чтобы зритель сумел в полной мере проникнуться их драмой.
Сергей Прудников