ПОСЛЕДНИЙ НАЁМНИК (IN THE LAND OF SAINTS AND SINNERS)
2023, Ирландия, 106 мин.
Жанр: боевик, триллер, криминал
Режиссёр: Роберт Лоренц
В ролях: Лиам Нисон, Керри Кондон, Джек Глисон, Киран Хайндс, Сара Грин, Колм Мини, Десмонд Иствуд
«Последний наёмник» выглядит самым ирландским из фильмов – даже более ирландским, чем «Банши Инишерина». Картина настолько сильно опирается на стереотипы об Ирландии, что Лиаму Нисону едва удаётся сдерживать смех: заслуженный ирландский (!) артист, должно быть, проклинал эту ленту, попивая «Гиннес». Ведь теперь он, как совсем недавно Фассбендер в «Убийце», сыграл философствующего наёмного убийцу – настолько погрязшего в экзистенциальном кризисе, что курит трубку и читает Достоевского. К несчастью для «Последнего наёмника», сравнение с фильмами Мартина Макдоны и Дэвида Финчера на этом заканчивается. Перед нами очередной боевик-триллер с пенсионером Нисоном, который за что-то там мстит, и хоть как-то спасает ситуацию лишь тот самый ирландский колорит.
1974 год. Террористы из ИРА совершают теракт в Северной Ирландии, после чего сбегают в городок с труднопроизносимым названием Гленкольмсилль. Там же тихо живёт и Финбар Мерфи – человек, который общается разве что с соседкой-садоводом Ритой и лучшим другом, полицейским Винсом. Однако на самом деле Финбар – хладнокровный киллер на побегушках у криминального авторитета. Убийца намерен уйти на пенсию, но внезапное появление террористов из ИРА заставляет его пересмотреть своё решение.
Сюжет «Последнего наёмника» заставляет задаться многими вопросами, но не даёт никаких ответов. Сценарий не объясняет, почему маленькому городку требуется организованная киллерская деятельность. У героя Нисона, например, есть напарник Кевин в исполнении Джека Глисона – блеск славы короля Семи Королевств померк и нынче Джоффри Баратеон выглядит не лучшим образом, хотя и вписался в образ дурачка-наёмника. Впрочем, и его герой, и прочие сюжетные решения выглядят очень надуманно: из этих разборок авторы попытались выжать какую-то изюминку, однако, ничего особенного у них не получилось. В конце концов, вышел ещё один фильм в длинной череде проектов, где Лиам Нисон делает своё дело; такой же одноразовый и быстро забываемый.
Что касается актёрской игры, то это тот самый пример, когда точно знаешь, чего ожидать. И это начинает надоедать зрителю больше, чем самому актёру. Нисон – неожиданная звезда боевиков пенсионного возраста, и здесь не отходит от своего пыльного амплуа. Только в моменты, когда он ничего не говорит и проникновенно играет молча, можно сказать, что «Последний наёмник» хоть как-то отступает в сторону от знакомой территории. Злодеи же злые, потому что они, ну, террористы из ИРА, хотя их и попытались сделать неоднозначными. Помимо вышеназванного Джека Глисона, отметился ещё один «игропрестольщик» Киран Хайндс (Король-за-Стеной) – у него небольшая, но колоритная роль полицейского.
Режиссёром «Последнего наёмника» выступил Роберт Лоренц – давний продюсер Клинта Иствуда и постановщик «Заступника» с тем же Нисоном. Американец подошёл к ирландскому триллеру с размахом, который маленький остров просто не мог вместить, из-за чего временами картина разворачивается чуть ли не в пародийном ключе. Например, музыка создает видимость саспенса там, где его не так много, чтобы подогреть идею противостояния между порочным злодеем и героем-антигероем. Чуть ли не европейский вестерн страдает от отсутствия целостности, а сценарий изобилует клише. Но самое главное – «Последнему наёмнику» не хватает того азарта, которым пропитаны последние боевики-триллеры с Нисоном, так что лучшее, что можно сказать о ленте, относится к её аутентичности. Вы хотели Ирландии? Она у нас есть!
Егор Рябцев