СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД
2024, Россия, 142 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссёр: Александр Андрющенко
В ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Фёдор Бондарчук, Александр Петров, Юра Борисов, Софа Цибирева, Матвей Астраханцев
Прекрасное далёко, которым грезил советский писатель-фантаст Игорь Всеволодович Можейко, более известный как Кир Булычёв, а вместе с ним создатели легендарной «Гостьи из будущего», так и не наступило. Современный мир далёк от оптимистичных прогнозов товарища Можейко, и в близкой перспективе едва ли человечество изобретёт миелофон и покорит космос. Да даже в кинематографе, вопреки всем тенденциям, мы всё ещё делаем неуверенные шаги в жанре кинофантастики, оглядываясь на успешных коллег за океаном, отвергая собственную самобытность и уникальную ментальность. А ведь снимая новую версию приключений девочки из будущего Алисы Селезнёвой можно было опираться именно на то светлое и доброе, что несёт в себе этот персонаж, вновь провозгласить торжество человеческого разума и науки над банальным и примитивным конфликтом условных «бобра» с «ослом».
Но именно такой банальщиной предстаёт лента Александра Андрющенко «Сто лет тому вперёд» по очень отдалённым мотивам одноимённой повести Булычёва. Место действия – уже не советская Москва, а наша с вами типичная столица, где в школах сплошь великовозрастные акселераты. Главный герой – Коля Герасимов, но забудьте очаровательного Лёшу Фомкина из советской классики. Теперь герой – тот самый отечественный Тимоти Шаламе – Марк Эйдельштейн, страдающий не то СДВГ, не то ещё каким-то новомодным расстройством, чтобы оправдать собственную неловкость и асоциальность. Эйдельштейн вроде бы старается играть, но его Герасимов с первой сцены вызывает больше антипатии, а нарочитый взлом четвёртой стены и постоянный диалог со зрителем, в рамках которого нам откровенно проговаривают экспозицию, к середине фильма утомляют.
Сценаристы ленты посчитали, что прибор для чтения мыслей сегодня уже никого не удивит, вот и вручили Коле новый макгаффин – некий космион, энергию, способную перемещать своего носителя во времени. За космионом, разумеется, охотятся плохие парни – представители пиратского Альянса из будущего Весельчак и Глот. Они тоже были в книгах и экранизациях Булычёва, но в этот раз к их дизайну подошли с большим креативом. Оказавшись случайно через сто лет в будущем, Коля знакомится с Алисой, чей папа ветеринар космических зверей, а мама – крутой суперагент, которая пропала во время битвы с Глотом, предположительно пожертвовав своей жизнью. На самом деле, конечно, нет. Мама Алисы перенеслась в прошлое и заделалась простой учительницей физики в школе, где учится Коля. Вот-это-поворот, который мог бы и сработать, не покажи его в трейлере. Алиса, которую играет Дарья Верещагина, уже не та рыжеволосая любопытная девочка, которая заводит дружбу со всем, что прыгает, летает и кусает. Теперь это юная барышня с розовыми волосами, которая моментально вспыхивает высокими чувствами к нашему недобитому Шаламе из Чертаново. Увы, в такие времена живём, без сомнительной лавстори никуда. Взяв в будущее Алисы ещё троицу одноклассников, которые вообще в сюжете никакой существенной роли не играют (это буквально касается и их актёрских навыков, если на то пошло), Коля и его подружка с бронебойными чудо-митенками решают сразиться с космическими пиратами, чтобы прекрасное далёко стало чуть ближе. Ну и дальше по инструкции «Как писать сценарии, если с фантазией полный швах».
Очень хотелось бы похвалить «Сто лет тому вперёд» хоть за что-нибудь, но кроме визуального ряда и грима хвалить как-то и не за что. Да, дизайн будущего любопытный, да и разнообразие разумных инопланетных видов радует – тут вам и газообразный одноклассник Алисы, и синекожая на’ви почти как у Кэмерона, и четырёхлапый ушастый курьер, который того и гляди продаст вам вместо склисса обычную деревенскую бурёнку. Доставляет определённое удовольствие и Юра Борисов в сложном гриме, похожий не то на Горра из последнего «Тора», не то на Фэйда-Рауту из вильнёвской «Дюны». Художник-постановщик постарался оригинально показать концепцию временного перехода и даже как-то внятно обосновать все парадоксы с этим связанные, только вот всё это шелуха без интересного сценария и достоверных героев. А с этим у Андрющенко всё очень грустно.
Химии главных героев не веришь, а их окружение ощущается ненужной массовкой. И если друг-геймер Коли ещё нужен в качестве того, кто должен наладить первый контакт, а в финале дать по башке Глоту молотом Тора (вездесущие отсылки на поп-культуру тут валятся как из рога изобилия, где это уместно и не очень), то клишированная красотка-модель и её воздыхатель до конца фильма так себе места в этом празднике жизни и не отыщут, не выполняя ровным счётом никаких полезных функций – ни любовного интереса, ни комик-релифа, ни, на худой конец, внезапного предателя. Виктория Исакова, играющая Киру Селезнёву, играет хорошо, но складывается ощущение, что её персонаж совершенно не рад воссоединению с дочерью, а в 21 веке ей и без неё с мужем-трудоголиком прекрасно жилось. А внезапные намёки на связь с Весельчаком Саши Петрова и вовсе придают этой странной миссии по спасению Алисиной мамы пикантный подтекст.
Кстати, о Петрове… Как бы мы не оттягивали разговор о светочи нашего кинематографа, но придётся ещё раз признать, что Петрова в российском кино стало слишком много, и его переигрывание и кривляния здесь ещё один сомнительный аспект, без которого можно было бы прекрасно обойтись. Вспомните Весельчака У из «Тайны третьей планеты» - толстенький ушлый тип, зато сколько харизмы. Петров своего Весельчака представляет этаким Джокером Хоакина Феникса – постоянно надрывно хихикающим и паясничающим. Такая интерпретация космического пирата напрашивалась сама собой, вот Петров и не стал изобретать велосипед. Но можно было бы гнуть эту линию до конца, но в середине Весельчак вдруг на лету переобувается и помогает главным героям. Зачем? Почему? Не понятно. Просто был злодеем, а стал почти героем, ещё и отхватил драматический финал, чтобы пробить утомлённого зрителя на слезу. Только зрителю уже к этому моменту становится настолько плевать на всё происходящее на экране, что перфоманс Петрова скорее всего так и останется в забвении.
«Сто лет тому вперёд» очень старается подражать большому голливудскому кино, и в этом его проблема. Как и большинство лент, к которым сегодня прикладывает руку кинокомпания Vodorod и сам Фёдор Бондарчук, картина Андрющенко грешит отсутствием качественного наполнения, вместо этого предлагая зрителю набор заимствований из-за океана. Как итог, российское кино выглядит как дорогостоящий красивый фанфик по мотивам всего и сразу. Недаром же одноклассник Коли в одном предложении упоминает и Волан-де-Морта, и Дарта Вейдера, чтобы у зрителя сразу возникли необходимые ассоциации. Только вот сравнение Глота с великими злодеями кинематографа ни разу не идёт на пользу самому персонажу, теряющему из-за этого в индивидуальности. А по итогам просмотра зритель, скорее всего, и вовсе обнаружит, что в памяти ничего от этого фантастического месива не отложилось – лишь где-то на подкорке печальным саундтреком будет звучать та самая песня из советского кинофильма, лишний раз напоминающая о недостижимости прекрасного будущего.
Сергей Прудников