ГОДЗИЛЛА: МИНУС ОДИН (GOJIRA -1.0)
2023, Япония, 125 мин.
Жанр:фантастика, драма
Режиссёр: Такаси Ямадзаки
В ролях: Рюносукэ Камики, Минами Хамабэ, Хидэтака Ёсиока, Юки Ямада, Кураносукэ Сасаки, Сакура Андо, Мунэтака Аоки, Мио Танака
В то время, как американская версия Короля монстров водит дружбу с Конгом и периодически доказывает всем и каждому, кто главная рептилия в тихоокеанском регионе, его японский собрат от студии Toho не так социален, да и помогать двуногим особо не стремится. Для жителей японских островов Годзилла всегда был чем-то сродни стихийному бедствию, без лишней романтизации его персоны, ведь чудовище буквально возникло из ядерного пепла и страхов человечества перед атомной войной.
«Годзилла: Минус один» японского режиссёра и сценариста Такаси Ямадзаки, выпущенный к 70-летию культового монстра, отдаёт дань уважения классике и мягко перезапускает историю исполинского кайдзю для нового зрителя, не знакомого с его долгой экранной историей. Сюжет переносит нас в последние дни Второй мировой войны, когда Япония лежит в руинах, а пилот-камикадзе Коити Сикисима не может выполнить свой долг и направляет самолёт со взрывчаткой не на вражеские базы, а на остров, где, под предлогом неисправности, сдаёт его механикам. Сикисима стесняется своей трусости, но когда в ту же ночь на остров нападает разъярённое создание, которое убивает почти весь взвод солдат, понимает, что в мире существует нечто куда страшнее и разрушительнее войны. Сикисима возвращается домой, где обнаруживает, что потерял всё – родители погибли от бомбёжки, дома нет, а соседи сторонятся его и винят в проигрыше войны из-за его малодушия. Лишь девушка Норико и девочка-сирота Акико наполняют жизнь Сикисимы смыслом, и молодой человек пытается найти себя в новом для него мире. И когда, по истечении нескольких лет, Сикисима вновь сталкивается с чудовищем из своего прошлого, грозящим разрушением заново отстроенного быта, то не позволяет страху взять над собой верх. Вместе с группой учёных и военных Сикисима намеревается придумать, как победить Годзиллу, даже если для этого ему всё-таки придётся вновь сесть за штурвал самолёта-смертника.
Японская «Годзилла» всегда ставила в приоритет человеческие истории, а не монстров, возможно, тем и полюбившись мировой публике. Когда Гарретт Эдвардс в американском перезапуске попытался провернуть тот же трюк, не любящая слишком много думать и рефлексировать американская аудитория восприняла это в штыки, после чего так называемый «Монстрверс» начал делать больший уклон в сторону зрелищности и драк гигантский монстров, отодвигая людей на дальний план, а то и вовсе делая из них неловкие функции. Но в Японии франшиза по-прежнему в большей мере о людях и их жертвах и превозмогании, чем о монстре-разрушителе. Лента Ямадзаки и вовсе долгое время не показывает нам Годзиллу, сосредотачиваясь на герое Сикисимы, зато, когда происходит их первое знакомство, мы вместе с главным героем ужасаемся размерам и неумолимости монстра, которого ни пули не берут, ни другое человеческое оружие. Годзилла как олицетворение войны преследует Сикисиму в ночных кошмарах, морально ломая его. Перед нами нетипичный герой-трус, который и убить себя не смог ради правого для его народа дела, и взять ответственность за Норико и Акико, с которыми он долгие годы живёт под одной крышей. Линия этой спонтанно сформировавшейся семьи, пожалуй, самая сильная в картине – мы видим жертв военного времени, которым некуда идти. Норико – молодая и взбалмошная девушка, которая просто не смогла оставить младенца, у которой умерла родная мама. Сикисима заменяет ей мужа, девушка готовит и убирает в его доме, проникаясь к молодому человеку чувствами, но тот не стремится узаконить их отношения, боясь ответственности. Зато отважно берётся даже за самую опасную работу по ликвидации морских мин, чтобы Норико и Акико ни в чём не нуждались. Трогательные отношения этих трёх потерянных людей здесь становятся эмоциональным стержнем истории.
Годзилла в японском воплощении впервые сделан на очень высоком уровне. Это больше не актёр в нелепом резиновом костюме, а полностью нарисованный монстр. Каждый его шаг ощущается тяжеловесным, а все разрушения, им учинённые, выглядят реалистично и жутко, что отличает его от Годзиллы от американских коллег, где восприятие размера и угрозы давно сошло на нет. Единственный спорный момент, наверное, то, какими регенеративными свойствами японцы наделили Годзиллу, когда тот моментально восстанавливается даже после ракетного удара, но пусть это останется на совести студии Toho. Невольно напрашивается сравнение двух Годзилл, а внутренний ребёнок обязательно задался бы целью стравить их между собой, чтобы понять, кто сильнее. И в этом вопросе ответ не так однозначен – при всей своей громоздкости и медлительности, японский Годзилла, тем не менее, обладает невероятной регенерацией и атомным дыханием, способным разом стереть в пыль средний город. Американский Годзилла хоть и проворнее, но восстанавливается дольше, а атомное дыхание на порядок не такое разрушительное. Но плюсом американца является его интеллект и умение работать в команде, в то время как японец – чуть менее сообразительный одиночка.
Определённым достоинством «Годзиллы: Минус один» является и временной период, в котором разворачиваются события. Это послевоенная Япония, разорённая и пытающаяся восстановиться, этакий политический изгой, который не знает, к кому обратиться за помощью – США только что разбомбили Хиросиму и Нагасаки, а для всего остального мира Япония не представляет интереса. И тут нарисовывается гигантский монстр, которого необходимо остановить, пока он не растоптал то, что уцелело после войны. Третий акт буквально строится вокруг разработки плана, как убить Годзиллу, используя военные и научные достижения того времени, и это самая интересная часть, ведь до конца не понимаешь, сработает ли этот замысел или нет.
«Годзилла: Минус один» - превосходная альтернатива всем, кто любит фильмы о гигантских монстрах, но устал от бессмысленной зрелищности без сюжетного наполнения. Эффектный, драматичный и не глупый фильм Такаси Ямадзаки заново переизобретает Годзиллу для нового поколения и доказывая, что сильная и эмоциональная история человеческих героев в обрамлении кайдзю-боевика может смотреться куда выигрышнее при должном внимании к деталям и персонажам.
Сергей Прудников