ЧЁРНАЯ ВДОВА. УКУС СМЕРТИ (STING)
2024, США-Австралия, 92 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Кия Роуч-Тёрнер
В ролях: Элайла Браун, Райан Корр, Пенелопа Митчелл, Робин Невин, Жермен Фаулер, Нони Хейзлхерст, Дэнни Ким
Юная Шарлотта живёт с мамой, отчимом и младшим братом в старом многоквартирном доме со сварливой тёткой-домоправительницей и изнывает от скуки. Отчим целыми днями пропадает на работах, чтобы обеспечить им достойный быт, а мать слишком много внимания уделяет младенцу. Однажды Шарлотта находит крошечного паука, прилетевшего из космоса внутри метеорита, который оказывается слишком умным и слишком прожорливым, но странное поведение новообретённого питомца не пугает девочку, которая в свободное время придумывает брутальные комиксы про Зубастую девчонку и смело ползает по вентиляции дома. Только вот отъевшийся на тараканах паучок очень быстро увеличивается в размерах, и вот уже у соседей начинают пропадать домашние животные, и жильцы всё чаще слышат перестук чьих-то лапок в стенах…
Название «Чёрная вдова. Укус смерти» - это, разумеется, очередная отсебятина наших локализаторов, посчитавших, что лаконичное «Жало» (Sting) зритель не воспримет. При том, что Жало – это кличка, которую дала Шарлотта своему восьминогому питомцу, вдохновившись… «Властелином колец». В ленте есть соответствующая сцена, когда Шарлотта, думая над именем пауку, останавливает взгляд на книге Толкина, только вот в дубляже паук получает какое-то невнятное прозвище, так что параллели со знаменитым мечом Бэггинсов едва ли получится просечь. Другой очевидной отсылкой на литературную классику становится и имя главной героини, названной в честь паучихи из «Паутины Шарлотты».
Впрочем, инопланетный паук тут ближе к толкиновским арахнидам, чем к чему-либо ещё. Демонстрирующий незаурядный интеллект, паучок сперва учится мимикрии, имитируя звуки окружающего мира, а после свои охотничьи способности, чем, поначалу, веселит свою хозяйку. Но чем дальше, тем опаснее становится питомец, и паук, пожалуй, главная удача этого в целом проходного фильма ужасов. Хотя, должны отметить, гениальность открывающей сцены, которая сама по себе прекрасно работает вне контекста общего сюжета. Просто представьте бабулю в деменции, которая жалуется на странные звуки в вентиляции, из-за чего приглашает в квартиру дезинсектора. Дальше всё развивается предсказуемо, только вот стоит дезинсектору с воплями скрыться в тёмном чреве вентиляционной шахты, бабуля моментально забывает о его визите и всё начинается заново – странные звуки, смутное беспокойство и звонок новому дезинсектору. И так по кругу. Пожалуй, ограничься «Чёрная вдова» коротким метром, одна эта сцена сработала бы лучше, чем полуторачасовой фильм с кучей персонажей.
При всей своей очевидной бюджетности «Укус смерти» грамотно работает с имеющимся материалом – слабо отрисованный паук не мозолит глаза крупными планами, ограничиваясь фоновым появлением. За крупный план отвечает среднего качества аниматроника, всё же имеющая определённую ценность в наш скучный век повальной цифровизации. Режиссёр картины Кия Роуч-Тёрнер грамотно работает с атмосферой, но вот настроение и тон своей работы так до конца и не продумал – здесь имеют место быть как абсурдные сцены в духе какой-нибудь чёрной комедии, так и подлинный драматизм, когда главная героиня в одночасье теряет всех членов семьи, включая маленького брата. Однако Роуч-Тёрнер не изверг и опускаться совсем уж в дебри дешёвого мелодраматизма не спешит, так что жертв прожорливого паука у нас тут куда меньше, чем можно было бы предположить. Режиссёр и сценарист в одном флаконе вовремя вспомнил об особенности пауков хранить добычу живой про запас, что автоматически способствует относительно счастливому хэппи-энду.
«Чёрная вдова. Укус смерти» напоминает кино по мотивам, которое бы мог снять студент киношколы, вдохновившийся своими любимыми образчиками жанра хоррор. У нас тут что-то от «Чужого» (герметичная атмосфера многоквартирного дома и пугающий пришелец в узких коридорах вентиляции), толика от «Арахнофобии» (сами пауки) и неловкие попытки пошутить. Временами картина работает как заявленный хоррор, но иногда печально провисает, а порой и вовсе как будто бы стыдится сама себя. Будь у Роуч-Тёрнера чуть больше смелости реализовать свои замыслы в полном объёме, «Чёрная вдова. Укус смерти» мог бы стать любопытным представителем кинематографического паноптикума, но и так вполне неплох, чтобы разок пощекотать нервы арахнофобам.
Сергей Прудников