УЛЬТРАМЕН. ПУТЬ К ВЕРШИНЕ (ULTRAMAN: RISING)
2024, Япония-США, 117 мин.
Жанр: анимация, семейный, супергероика
Режиссёр: Шеннон Тиндл, Джон Аосима
В ролях: Крис Фрил, Джулия Харриман, Кион Янг, Тэмлин Томита, Хиро Накамура, Роб Фукудзаки, Гедде Ватанабэ
Звезда бейсбола Кен Сато живёт в мире, страдающем от нападок гигантских монстров-кайдзю. Но мало кто знает, что спортсмен, ловелас и тусовщик на самом деле супергерой Ультрамен, титул которого перешёл к нему от отца, многие года защищавшего Японию от кайдзю. У Кена с супергеройством не всё гладко – он отказывается разделять призвание и спортивную карьеру, из-за чего терпит неудачи по всем фронтам – то в ходе спасения Токио разрушит пару кварталов, то провалит важный матч. А тут ещё в руки Сато попадает яйцо кайдзю и на свет вылупляется очаровательный дракончик, который видит в Ультрамене своего родителя, так что бейсболисту-супергерою приходится примерить на себя ещё и роль отца…
Ультрамен – персонаж японской мультимедийной франшизы в жанре токусацу, принадлежащий компании Tsuburaya Productions. У японцев Ультрамен фактически также популярен, как Супермен на западе. В оригинальном шоу 1960-х Ультрамен – пришелец, который живёт в симбиозе с земным носителем и борется с различного вида монстрами. Это роднит его с другими известными персонажами токусацу как Могучие Рейнджеры, а пантеон противников Ультрамена не менее колоритен, чем у Годзиллы.
Количество фильмов и сериалов об Ультрамене перевалило уже за полсотни, но за пределы Японии знаменитый борец с монстрами заглядывал не часто. Новый мультфильм, выпущенный Netflix, решил исправить это досадное упущение и познакомить новое поколение зрителей с наследием Страны восходящего солнца. К работе привлекли, кажется, лучших: одна из сценаристов и режиссёров Шеннон Тиндл, к примеру, приложила руку к скрипту «Кубо. Легенда о самурае» вместе со своим соавтором Марком Хэймсом, а второй режиссёр Джон Аосима работал над «Грэвити Фоллз» и перезапуском «Утиных историй». Вот и «Ультрамен. Путь к вершине» сделан с такой же большой любовью и вдохновением, как и приведённые выше примеры современной анимации. Визуально мультфильм сочетает в себе трёхмерную анимацию с элементами двухмерной рисовки, но после «Человека-паука: Через вселенные» подобный формат стал золотым стандартом для высокобюджетной графики, и студии Netflix Animation, которая работала над картиной вместе с Tsuburaya Productions, удалось не ударить в грязь лицом на фоне конкурентов из стана Sony и DreamWorks. По духу «Путь к вершине» напоминает как классическую супергероику, так и ленты про кайдзю, в первую очередь «Тихоокеанский рубеж», из-за способности Ультрамена увеличиваться в размерах и вступать в рукопашную схватку с монстрами-великанами.
Впрочем, центральным мотивом истории является тема родительства, и к этому вопросу «Ультрамен» от Netflix подошел, на удивление, вдумчиво и свежо. Сравнивать обязанности родителя с супергеройским кредо пытались и раньше, лучше всего это получилось у дилогии «Суперсемейка» и «Гадкого я», но в «Ультрамене» тема раскрывается с новой стороны. Брошенный после исчезновения матери отцом-супергероем главный герой убегает от ответственности, на интервью избегает щекотливых тем о родителях и комфортнее чувствует себя с роботом-ассистентом, но с появлением детёныша кайдзю Эмми учится терпению и заботе, лучше понимая мотивы своего отца и сближаясь с ним на почве внезапного опекунства. Временами «Путь к вершине» больше напоминает семейную драму, которая прерывается на зрелищные схватки с монстрами, но заметно, что супергеройская деятельность Кена Сато интересует создателей картины в меньшую очередь.
Противоположностью Сато выступает доктор Онда, руководитель отряда по противодействию кайдзю, который, потеряв жену и дочь во время атаки чудовища, становится одержим идеей найти остров кайдзю, откуда монстры приходят в мир людей и истребить их всех. В то время, как Сато травму от потери матери залечивает заботой об Эмми, Онда свою боль трансформирует в месть. Другой примечательной ролевой моделью является журналистка Эми Вакита, которая будучи матерью-одиночкой, вдохновляет Сато на то, что взять детёныша кайдзю под опеку. Таким образом, мультфильм доступным языком разговаривает со зрителем на очень важные и душещипательные темы, ставя знак равенства между призваниями быть отцом и быть супергероем.
«Ультрамен. Путь к вершине» – универсальная история для всех возрастов, в которой что-то для себя найдут и дети, и взрослые. Мытарства Кена с Эмми определённо развеселят всякого, кто имел возможность сидеть с малышами, а взаимоотношения главного героя с отцом подкупают серьёзной драмой. У мультфильма есть несколько сцен после титров, дающих задел на продолжение, и, хочется, верить, что Netflix не затянет с сиквелом – потенциал у Ультрамена на Западе всё-таки имеется.
Сергей Прудников