РЫЦАРИ СПРАВЕДЛИВОСТИ (RETFAERDIGHEDENS RYTTERE)
2020, Дания-Швеция-Финляндия, 116 мин.
Жанр: драма, комедия, боевик, криминал
Режиссёр: Андерс Томас Йенсен
В ролях: Мадс Миккельсен, Николай Ли Каас, Андреа Хеик Гадеберг, Ларс Брюгманн, Николас Бро, Густав Линд, Роланд Мёллер, Альберт Рудбек Линдхардт
«Мне иногда кажется, что надломленные люди тянутся друг к другу…» Далеко не каждый готов справиться с потерей близкого человека. Можно бесконечно винить себя или других или вовсе не верить в произошедшее. Именно в этой теме решил разобраться Андрес Томас Йенсен, сценарист и режиссёр фильма «Рыцари справедливости».
Солдат по имени Маркус сталкивается с трагедией, в которой его семья оказывается вовлеченной в ужасный случай. Утратив близких, он решает взять судьбу в свои руки и совместно с шизофреничным математиком и его командой начинает разрабатывать план мести и стремиться к истине.
Главный герой Маркус, которого играет Мадс Миккельсен – военный меланхолик, который почти всю жизнь служит в горячих точках. Он сдержан (в некоторых случаях), очень мало говорит и старается не проявлять никаких эмоций. Миккельсен великолепно справляется с задачей передать всю палитру чувств – от горя до гнева, от решимости до абсолютной безнадёжности. Актёра в такой роли просто невозможно не полюбить. Остальная группа людей вокруг Маркуса – наоборот, болтливые задроты, не затыкающиеся в любой ситуации. Зеркальные характеры персонажей играют на контрасте и создают смешную атмосферу, чем-то даже напоминающую классические ситкомы.
Шутки, к слову, тут очень даже уместны. Они вшиты в контекст фильма и играют так же на контрасте с основным драматично-детективным повествованием. Каждая сцена наполнена подтекстом, и, несмотря на моменты жестокости и насилия, лента умудряется сохранить свою человечность. Комедийные моменты прекрасно уравновешивают мрачную атмосферу, создавая многослойное повествование, которое можно интерпретировать по-разному.
Персонажи не застревают в статике, между ними выстраивается психологическая динамика. Их взаимодействие показывает, как разные подходы к травме могут сосуществовать и иногда даже конфликтовать. Маркус, изначально ищущий мести, постепенно начинает понимать, что путь к исцелению лежит не только в уничтожении злодеев, но и в восстановлении себя и своих близких. Эволюции персонажей позволяют не только увидеть их внутренние изменения, но и становятся метафорой более широкой темы – как трудные обстоятельства могут объединять людей, даже если они изначально кажутся совершенно разными.
С точки зрения киноязыка – картина прекрасно передаёт внутреннее состояние действующих лиц за счёт ракурсов и движения камеры. В моменты максимальной точки кипения эмоций у наших персонажей – камера становится «живой», добавляя тряску в кадре, что позволяет буквально быть рядом с ними и прочувствовать всё то, что чувствуют герои. В спокойных и меланхоличных сценах, наоборот, камера плавнее. Работа над цветом и светом великолепна. Картинка в полной мере передаёт эмоциональный окрас сцены и настроения героев. В фильме нет сцен, где освещение или цветокоррекция в кадре сделаны для того, «чтобы просто было».
Андерс Томас Йенсен мастерски управляет рассказом о мести и справедливости, добавляя к нему философские и психологические элементы, что позволяет зрителю задаться важными вопросами о жизни, смерти и моральной ответственности.
«Рыцари Справедливости» – не просто фильм о мести. Это исследование человеческой природы, наблюдение за тем, как горе может трансформировать людей и вести их к неожиданным решениям. Как наши травмы и переживания формируют наши личности и как, собравшись вместе, мы можем найти путь к исцелению. Йенсен умело задаёт вопросы о том, где проходит грань между справедливостью и безумием, а также о том, как далеко готов идти человек ради своих убеждений.
Олег Губанов