ЛИГА СПРАВЕДЛИВОСТИ ЗАКА СНАЙДЕРА (ZACK SNYDER'S JUSTICE LEAGUE)
2021, США, 242 мин.
Жанр: супергероический кроссовер
Режиссёр: Зак Снайдер
В ролях: Бен Аффлек, Галь Гадот, Джейсон Момома, Эзра Миллер, Генри Кавилл, Джереми Айронс, Эми Адамс, Джо Мортон
Так уж сложилось исторически, что кинематографическая «Лига справедливости» обречена на вечные сравнения. Если в 2017-м году практически полностью переснятую Джоссом Уидоном версию все сравнивали с его же «Мстителями», и явно не в её пользу, то после просмотра «Снайдерката» невольно напрашиваются параллели уже с самим цветастым оригиналом. И здесь театральный канон снова оказывается в явно проигрышной позиции, поэтому сейчас уже можно с облегчением выдохнуть: «Лига справедливости», которую мы заслужили, состоялась. Гештальт закрыт. Разумеется, можно бесконечно долго рассуждать о многочисленных злоключениях, творящихся у «Ворнеров» в их комикс-вселенной, и о поиске верного направления, в котором этой громоздкой махине лучше двигаться. Можно в очередной раз припомнить о непременных сравнениях с MCU и многострадальной судьбе «Лиги...», но более важно осознать беспрецедентность самого выхода режиссёрской версии в свет. Ведь глас народа был услышан, а значит, произошла маленькая победа армии фанатов над большой капиталистической машиной Голливуда, пускай даже студия и в этом случае преследовала определённые цели. Просите, и дано будет вам.
Заиграли новыми красками образы, запестрели хорошо узнаваемые снайдеровские рапиды, (в том числе с летающими в воздухе сосисками для хот-дога), сама история получила не только эпический размах, но и стержень, которого ей так не хватало, а некоторые персонажи наконец обрели глубину. Особенно качественно выглядят Киборг и Флэш, получившие собственные предыстории. Больше нет робота с парой реплик и в прямом смысле мальчика на побегушках, отвечающего за неловкие шуточки: вместо них появились полноценные герои, играющие чрезвычайно важную роль в нарративе. Свою сюжетную арку получил и изменившийся внешне Степной волк, переставший быть ещё одним суперпришельцем, который с криками «муахаха» просто хочет всё уничтожить без особой на то причины. Даже Лоис Лейн и заваривающий чай Альфред Пенниуорт более не кажутся совершенно бессмысленными ребятами. Блокбастер не выглядит, как сырой огрызок с фотошопом на лице Генри Кавилла, а становится цельным произведением, выполненным в классическом, хорошо узнаваемом авторском стиле. Кажется, что «Снайдеркат» во всём превосходит фильм четырёхлетней давности. Да что там фильм, один только флэшбек противостояния древнегреческих богов и их союзников с войском Дарксайда смотрится куда круче, чем все экшн-сцены предшественника вместе взятые.
Режиссёрская версия вышла в поразительно подходящее время, поскольку в ковидную эпоху малые экраны и стриминг стали главным трамплином кинематографа на пути к потребителю контента. Ни одна студия на свете не согласится выпустить 4-часовый супергеройский блокбастер с рейтингом R в кинотеатрах (хотя вот «Мстители: Финал» длились меньше всего на час, но здесь есть свои нюансы), а вот в домашних условиях погрузиться в атмосферу грохочущей бойни с надрывным саундом не составит большого труда. Если вы «в теме», конечно. Не совсем понятна игра с устаревшим форматом изображения – всё-таки, наверное, нужно обладать уровнем экспериментальности сериала «ВандаВижн», чтобы ход был оправдан, в то время как льющемуся потоком эпику трудновато уместиться в нарочито тесных рамках экрана. Впрочем, на общий итог это не влияет. Излишеством выглядит и эпилог, заигрывающий с заделом на (пока еще) несуществующие сиквелы. Особенно сильно бросается в глаза сцена кошмара Брюса Уэйна, где показано постапокалиптическое будущее. Очевидно сразу, что это прошлогодняя досъёмка, и не только потому, что камера ведёт себя по-другому, но и по заметно менее пухлым щекам Бена Аффлека.
А теперь главная новость – Майлз Дайсон наконец добился своего и активировал технологию для создания идеального киборга. Шутка. Просто в прошлом бесполезный персонаж Джо Мортона действительно стал более важным для истории, пожалуй, даже более значительным, чем герой Кевина Костнера в «Человеке из стали». Да и в целом всё здесь встало на свои места, а вопросов о том, «что», «зачем» и «почему» больше возникнуть не должно. В нынешнем виде не каноничная «Лига справедливости» – это книга, или, если угодно, комикс без вырванных страниц, а значит – фраз из контекста и эпизодов, необходимых для зрительской вовлечённости. Всё-таки есть какая-то высшая справедливость в том, что этот фильм состоялся.
Денис Федорук
В интернете с 18 марта