1992 (1992)
2022, США, 97 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма
Режиссёр: Ариэль Вромен
В ролях: Тайриз Гибсон, Рэй Лиотта, Скотт Иствуд, Дилан Арнольд, Кристофер Эммануэль, Олег Тактаров, Ори Феффер
«1992», первоначально называющийся «29 апреля 1992», примечателен только тем, что в этой исторической драме свою последнюю роль сыграл Рэй Лиотта, скончавшийся весной 2022 года. Этот факт даёт некоторое представление о том, почему проект более двух лет «лежал на полке», прежде, чем был выпущен. Для столь неприметного фильма смерть актёра – единственный козырь, способный заинтересовать зрителей, ведь попытки сценаристов Саши Пенна и Ариэля Вромена (также выступившего режиссёром) представить остросоциальную криминальную драму терпят крах из-за финального акта. Фильм, хоть и начинается с демонстрации беспорядков, вызванных противоречивым судебным приговором (словно смотришь напряжённую драму Спайка Ли), внушает интерес к дальнейшему повествованию, но в итоге превращается в клишированный триллер об ограблении с предсказуемой развязкой. Поэтому многообещающий концепт частично провален из-за небольшого бюджета и разочаровывающего финала, не особо удачных характеров второстепенных персонажей, включая Рэя Лиотту, в последний раз сыгравшего типичного антагониста.
1992 год. Пока жители Америки ожидают вердикта по делу о чрезмерном превышении полицейских полномочий в отношении Родни Кинга, атмосфера в Лос-Анджелесе постепенно накаляется. Мерсер, бывший заключённый, пытается наладить свою жизнь, работая охранником на заводе по производству каталитических нейтрализаторов. Также он в одиночку воспитывает сына-подростка, ранее жившего с матерью и бабушкой, пока те не погибли в автокатастрофе. На другом конце города Риджин вместе со своим братом Деннисом и отцом-гангстером Лоуэллом планируют ограбление этого завода, в сейфе которого находятся золотые слитки. И когда выносится приговор полицейским, ставший причиной бунта, Мерсер с сыном хотят переждать беспорядки на заводе, не догадываясь, что столкнутся с грабителями.
Беспорядки в Лос-Анджелесе, начавшиеся весной 1992 года, ознаменовали собой критическую отметку, до которой дошли жители города, устав от несправедливости, расизма и жестокости полицейских, которым вынесли оправдательный приговор, несмотря на избиение Родни Кинга. Зачем нужно это небольшое введение в историю? Как следует из названия фильма, реальные события служат фоном для нового фильма про ограбление. Первые два акта представляют собой драму, держащуюся на двух подсюжетах: драматичные взаимоотношения отцов и детей плюс влияние фоновых событий на жизнь героев, например, когда Мерсера вместе с сыном останавливают полицейские только из-за их цвета кожи. Но чем дальше заходит повествование, тем сильнее отклоняются авторы от изначального направления, поэтому неудивительно, что впоследствии массовые беспорядки перестанут влиять на основное повествование.
Фон с социальной борьбой, являющийся чуть ли не ключевым моментом в промо-кампании, исчезает. Беспорядки завершаются за один день, хотя в действительности продолжались намного дольше, вследствие чего этот исторический акт воспринимается эксплуататорским сюжетным ходом, благодаря которому авторы столкнули персонажей на заводе. «1992» становится аналогом «Нападения на 13-й участок», хотя ранее можно было провести некоторые параллели с малоизвестной криминальной драмой «Мёртвые президенты», где заглавной темой была сложная адаптация ветеранов Вьетнама в современном обществе. Здесь же сценаристы отредактировали этот аспект, поэтому протагонист стал бывшим заключённым, вставшим на путь исправления. Иными словами, «1992» воспринимается сбором двух короткометражек, слабо связанных общей тематикой. Возможно, фильм и теряет свою актуальность, но остаётся крепким проектом категории B.
Несмотря на то, что большинство зрителей привыкли видеть Тайриза Гибсона в одной роли, он довольно разноплановый актёр (хотя большинство его проектов – малобюджетный трэш). Мерсер в его исполнении – это персонаж, старающийся держаться подальше от криминала, несмотря на уважение среди преступников. А вот характеры остальных персонажей вышли слишком поверхностными. Например, зрителя не посвящают в подробности разногласий между Риджином и Лоуэллом, ограничиваясь лишь краткими характеристиками. На втором плане появились Дилан Арнольд и Олег Тактаров.
Визуально в фильме отсутствуют атрибуты того времени: даже по внешнему виду персонажей эпоху определить сложно. Возможно, весь бюджет ушёл на демонстрацию беспорядков (очень похожих на сцены из франшизы «Судная ночь»), поэтому финальный акт выполнен в кромешной темноте, но происходящее разглядеть не так сложно.
У ленты был потенциал стать качественной исторической драмой на основе реальных событий, которые помнят в США до сих пор. Но авторы сначала заостряют внимание на пресловутых проблемах отцов и детей, демонстрируя их через призму протагониста и антагониста, а позже превращая проект в незамысловатый экшен-триллер, в результате чего «1992» просто становится напоминанием актуальности жанра «блэксплотейшн».
Денис Востродымов