АСТРАЛ. МЕДИУМ (ODDITY)
2023, Ирландия-США, 94 мин.
Жанр: мистический детектив, триллер
Режиссёр: Дэмиэн Маккарти
В ролях: Кэролин Брэкен, Гвилим Ли, Кэролайн Мэнтон, Стив Уолл, Тайг Мерфи, Джонатан Френч
Ирландская лента «Странность» (в нашем прокате – «Астрал. Медиум») стала второй полнометражной работой Дэмиэна Маккарти. В ней молодой постановщик отметился попыткой оживить изрядно увядший поджанр «дома с привидениями», продолжив линию своего дебюта «Предостережение» (2020). Композиция картины напоминает «21 грамм» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (2003), где эпизоды из прошлого, настоящего и будущего были искусно перемешаны.
Нельзя сказать, что Дэмиэн Маккарти достиг уровня шедевра мексиканского мастера. Иньярриту показал себя, прежде всего, блестящим психологом, раскрыв, как на сеансе психоанализа, мельчайшие нюансы характеров своих героев. А вот «Странность» Маккарти за жанровые рамки мистического триллера почти не выходит, но в этом качестве предстаёт практически идеальным творением.
Режиссёр отлично играет с ожиданиями зрителя, долго не демонстрируя ничего сверхъестественного, если, конечно, не считать за оное декларируемые паранормальные способности того самого медиума, сестры убитой год назад жены психиатра Дани Тимминс. Но, несмотря на «страшный» жанр ленты, дело тут совсем не в мистике. Режиссёр постарался снять нравоучительное кино, почти притчу под оболочкой хоррора и, надо сказать, сумел избежать скучного морализаторства.
В выборе художественных средств репрезентации нехитрого сюжета о мести сказалось ирландское происхождение постановщика. В отличие от других триллеров, где под горячую руку мстителя попадали невиновные люди (например, такие классические образцы, как «Мыс страха» и «Звонок»), в «Странности» провидение карает только грешников. Любопытная деталь – медиум Дарси слепа, что отсылает нас к символу справедливости, богине Фемиде, чьи статуи украшают суды всего мира.
В ленте Дэмиэна Маккарти вообще немало отсылок. Например, среди пациентов психиатрической клиники присутствует загадочный человек в наморднике, заставляющий вспомнить знаменитого Ганнибала Лектера. Людоедские наклонности этого персонажа тоже послужат делу мести. Как и деревянный манекен, принесённый Дарси в дом мужа своей покойной сестры. Он же связывает картину Маккарти с экспрессионистским шедевром Карла Бёзе и Пауля Вегенера «Голем, как он пришёл в мир» (1920), основанного на легенде защиты еврейского народа от тирании короля.
Картина Дэмиена Маккарти своей немилосердностью к злодеям может смутить тех, кто ждёт от хоррора из католической Ирландии евангельского прощения врагов. Однако христианство – это не только Новый Завет. Тема возмездия проходит красной нитью через весь Ветхий Завет. Это и десять казней египетских, и уничтожение богом Содома и Гоморры, и потопление войск фараона в Чёрном море. Неслучайно один из преступников страшится не столько тюрьмы, сколько ада, поэтому жаждет покаяться.
Отец Церкви Василий Великий (330 – 379), размышляя по поводу первородного греха Адама, писал такие слова:
«…он как согрешил по причине худого произволения, так и умер по причине греха. Ибо возмездие за грех – смерть. В какой мере удалился от жизни, в такой он приблизился к смерти, потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть». Возжелав наживы, герой Стива Уолла преступил божью заповедь «не убий» и за то был наказан как во временной жизни, так и в вечной, оставшись без причащения.
Отрадно, что режиссёр предпочитает не злоупотреблять насилием. Он его обозначает, но никогда не концентрируется на кровавых спецэффектах. Будь то испачканная кровью палатка, в которой нашла последнее пристанище сестра медиума, показанное общим верхним планом изуродованное тело Олина Бола (Тайг Мерфи), оклеветанного настоящими преступниками пациента психиатрической клиники, или та самая сцена с каннибалом, который с остервенением кусает за ногу привязанного к койке человека. Все эти эпизоды воздействуют на зрителя подобно холодному душу, но ровно в той мере, чтобы не разрушить мистическую атмосферу. Свободная композиция ленты даёт зрителю редкую возможность почувствовать себя незримым наблюдателем, словно ангел из дилогии Вима Вендерса «Небо над Берлином». В мире, где есть полюса в виде ада и рая, бога и дьявола важно не столько последовательное течение бытия героев, от рождения до смерти, сколько общая картина «страстей человеческих». Медиум Дарси в этом случае лишь инструмент высших сил, через которого происходит божественное правосудие.
Недоброжелатели часто называют христианство религией всепрощения, однако, это не совсем так. Некоторые люди настолько закостенели в своих злодействах, что утратили человеческие черты. Они не способны на покаяние, только лишь на жалость к себе, а, значит, недостойны прощения. Ведь в этом случае оно бы вело не к милосердию, а к потворству злу. Долгая история Ветхого Завета полна таких примеров.
«Астрал. Медиум» – по-хорошему консервативный мистический триллер/детектив с чётко расставленными нравственными критериями. Это почти средневековое моралите, призванное дать читателю дидактический урок. Дэмиэн Маккарти изящно зашифровал моральный месседж в абрис детективной истории о нехорошем доме. Лишь в финале пазл сложится в цельное полотно, так что кто-то, возможно, захочет посмотреть фильм ещё раз, обращая внимание на детали. Например, на интересный образ благочестивого разбойника с искусственным глазом Олина Бола, который сполна искупил свои грехи и за то наследовал царствие небесное. Неслучайно именно его искусственный глаз станет ключом к разгадке вроде бы идеального преступления.
Андрей Волков