Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2024: Вступление
Автор: 4 шт.Дата: 21.11.2024 02:00
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

«Золотые Четвертаки» раздаются в результате закрытого и крайне запутанного голосования с самой честной в мире системой учёта голосов, но перед каждым вручением нашей журнальной премии, авторы собираются тут, присаживаются «на дорожку» и делятся исключительно личным опытом – как они провели этот киногод и какие выводы сделали.



ИГОРЬ ТАЛАЛАЕВ:

Хоть мы и стараемся держать руку на пульсе кинопремьер, даже наш межгалактический журнал не способен уследить за всем. Нет-нет, да и упускаем из виду какую-то крутую новинку, после чего приходится делать морду кирпичом, мол, так и задумано, видели мы её, просто не стоила она нашего внимания. Не написали рецензию, просто потому что не захотели, вот. Но на самом деле в такие моменты нам (мне) стыдно. Зато сколько радости приносит открытие чего-то выдающегося спустя пару лет, года этак из 2022-го, когда, казалось бы, всё там давно изучено и аккуратно разложено по полочкам в прошлых Итогах. И тут, где-то в ноябре всплывает третий сезон мультсериала «Легенда о Vox Machina», который хочется смотреть залпом. Но чтобы оценить его адекватно, нужно ведь и предыдущие сезоны посмотреть. А расписание просмотров на ноябрь-декабрь плотно забито уже где-то до… марта. В общем, от таких находок испытываешь весьма смешанные чувства. Вроде бы и радостно, но в то же время теперь, чтобы всё успеть, нужно смотреть до конца года всего лишь по 3,46 фильма в день. Ха! Нас тут в «25-м кадре» такой ерундой не запугаешь!.. Морда кирпичом, ага.

Впрочем, в 2024-м беда пришла откуда не ждали (сарказм, если что). В номинации «Лучший отечественный фильм» мы едва смогли набрать шесть фильмов с положительной оценкой. И то где-то от половины из них у части нашей редакции всё равно дёргается глаз. Нет, отличные фильмы точно где-то были, но прошли незамеченными, ведь всё внимание получили громкие пустышки. Причина очевидна: сколько бы мы ни кивали на загнивающий Запад, но отсутствие конкуренции в кинопрокате сказывается негативно. Наши киношники совсем обленились, ведь зачем стараться? Даже слепленный на коленке фильм теперь соберёт солидную кассу, особенно, если подгадать с удачной датой релиза. Как результат – в топ-10 отечественного бокс-офиса за год нет ни одной зарубежной картины. Не то, чтобы мне вдруг стало жалко Голливуд, но как-то уж слишком печально выглядят дела в нашем прокате…

Хотя проблемы не только в России. К традиционной мировой беде с жанром комедии прибавилась засуха в качественной фантастике. Зато как-то неприлично много вышло топовых анимационных проектов и триллеров. Так что просто посмеёмся, что у нас в кои-то веки фильм с Павлом Прилучным (!) умудряется побороться и за звание лучшей комедии (!!), и за лучший отечественный фильм (!!!). Кто бы сказал такое ещё год назад – ни за что бы не поверил. А теперь это факт. А значит, кинематографу ещё есть чем нас удивить!


ЕГОР РЯБЦЕВ:

2024-й год был богатым на кино, так что по итогу я погряз в текстах словно герметист. Не то, чтобы депрессия победила, ведь жизнь продолжается, несмотря на то что в дальнейшем нам всем будет нелегко. В личной жизни всё как обычно: любовь бьёт в голову лишь литрами алкоголя, а всё, на что тебя хватает – читать Хемингуэя, ходить в бары, да выдавать трактаты о русских комедиях. Пока же всё было лучше: то «Мастер и Маргарита» удивит, то тебя переносят в забугорье на просмотр «Полночи с дьяволом», где ведущим твоей жизни становится Джек Делрой, то «Люди Икс» открывают тебе дверь в детство в 1997-й год, а затем возвращается и Росомаха в «Дэдпуле»… а вот и «Сто лет тому вперёд» показывает, что прекрасное далёко может не быть к тебе жестоко.

Некоторые политические тенденции показывают, что и ты сам оборачиваешься Полиграф Полиграфычем (причем не потому, что тебе дали бутылку, а потому что её отобрали), и в конечном счете это сказывается и на кинематографических вкусах. Вместо высоколобых драм начинаешь ценить яркие приключения «для быдла», а между тем список фильмов, которые хочется посмотреть в хорошей компании, только растёт. К сожалению, киноманские посиделки с друзьями исчезают из-за общественно-политических событий и в конечном итоге остается лишь выпивание пивка на московском балконе и дальнейшее шарканье на работу с похмелья. Параллельно, чтобы окончательно не сойти с ума, смотришь сериал о братьях Менендес («Монстры», второй сезон от Райана Мерфи), и думаешь, а недалеко ли ты от них ушел?

Все эти рассуждения в очередной раз хочется отправить куда подальше, решить временные финансовые трудности и с оптимизмом смотреть в будущее. Число 25 всегда было для меня счастливым, так что в 2025-м нас ждёт, если счастье для всех и даром (и пусть никто не уйдёт обиженным), то по крайней исполнение каких-то самых бытовых фантазий. В моем случае – купить барные стулья, обсуждать на них кино с друзьями и «уйти на золото». И пускай от перспективы остаться клоуном у п**орасов никуда не деться, в который раз повторяю: мне будет, что сказать вам в новом году. Прежде всего то, что нас ждёт много хорошего кино и охренительно светлое будущее.

Гасите свет!


АНАСТАСИЯ ИВАХНОВА:

Третий (кажется) год подряд в своих Итогах я сетую на проблемы российского кинематографа, но в этот раз всё особенно грустно. Сложно припомнить даже три выдающихся российских фильма, не говорить же всерьёз о художественной ценности условных «Бременских музыкантов» или «Воздуха». Если бы я была адептом одной из восточных религий, то долго задавалась бы вопросом, какие же грехи числятся за классикой советской мультипликации, если её реинкарнации выглядят настолько жутко. Уж лучше переродиться в камень, честное слово.

В этом, кстати, видится одна из ключевых тенденций 2024 года – российское кино всё больше инкапсулируется, категорически отказываясь смотреть вперёд. Единственный достойный фильм – экранизация «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина, режиссёра, впитавшего в себя культуру двух стран, России и США. Отечественные же киноделы (или лучше назвать их кинодельцами) упорно отказываются от творчества в угоду сиюминутной материальной выгоде, и клепают жалкие поделки либо на базе фильмов, проверенных временем (получается плохо), либо кассово успешного зарубежного кино (выходит ещё хуже). Это особенно обидно, потому что остаётся только недоумевать, как, имея готовую приключенческую сай-фай франшизу Кира Булычёва или шеститомник Волкова, можно соорудить настолько несмотрибельную чушь, как «Сто лет тому вперёд» или «Волшебник Изумрудного города». Но, увы, искусственное создание спроса будет рождать соответствующее предложение, и что-то действительно небанальное так и останется в лучшем случае в ограниченном прокате, недоступным для широкой аудитории, и фильм «Каникулы» тому подтверждение.

Одновременно с этим в мире наблюдается противоположная тенденция – кино становится более космополитичным, режиссёрам становится всё важнее донести собственную идею, а не просто заработать на фильме очередные миллионы. Это, конечно, и Тодд Филлипс со своим кинематографическим демаршем, и Корали Фаржа, соединившая идею бодинегатива, эйджизма и ненависти к себе с жанром боди-хоррора, комедии, драмы и обернувшая всё это в многочисленные слои небанальных аллюзий на классику. «Еретик», превращающий ужасы в разговорное кино, «Анора» - трагикомедия, саркастично проходящаяся по стереотипам о хэппи-эндах, «Дикий робот» - анимация, совмещающая проблемы материнства, сепарации и невозможности одновременно принадлежать двум разным мирам. Перечислять можно долго, но всё это будут не картины с просчитанной маркетологами популярностью, а фильмы, о которых говорят, пусть мнения часто и противоположные. Это, пожалуй, самый оптимистичный путь и в перспективе самая выигрышная стратегия – любить искусство в себе, а не себя в искусстве, транслируя то, что действительно волнует и будоражит ум и сердце.


КИРИЛЛ БАННИЦИН:

2024 кино-год оставил после себя смутные впечатления. Намешалось всего – и продолжающаяся агония отечественного кинопроката с его теневой стороной предсеансного обслуживания, и, внезапно, просевший мировой кинопрокат, в котором действительно заметные релизы свелись к единичным случаям. В этом плане 2025 год, конечно, даёт надежду – по крайней мере, список крупных или просто интересных премьер уже на предварительном этапе выглядит гораздо мощнее прошлого сезона.

А ещё 2024-й получился годом проектов вопреки. Будто бы всем заметным или запоминающимся релизам пришлось выбираться на свет или завоёвывать зрительское внимание с трудом, доказывать точку зрения своих создателей или же вовсе тонуть, с грохотом обрушиваться под тяжестью критики, довольствуясь редкими одобрительными кивками. Это касается и экранизации «Мастера и Маргариты», вначале релиза столкнувшейся и с критикой общего подхода к адаптации романа Булгакова, и двойного гражданства режиссёра Локшина. Или «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» – вырвавшаяся на волю спустя 9 лет после «Дороги ярости», чудовищно недооценённая, но навряд ли хоть сколь-нибудь сломленная. Или «Чужой: Ромул», совершенно неожиданным образом спасший франшизу, почти убитую её же главным создателем. Или «Джокер: Безумие на двоих» – громкое творческое самоубийство Тодда Филлипса, пославшего на три буквы всю индустрию в целом и фанатов первого «Джокера» в частности.

Если уж говорить об объективно лучших проектах года, то кроме фильма Локшина это:
- «Претенденты» Луки Гуаданьино – яркая и провокативная спортивная (мело)драма, визуальный шик и саундтрек года от Трента Резнора и Аттикуса Росса;
- «Субстанция» – многослойный боди-хоррор (да, звучит странно) от Корали Фаржа с отличным актёрским перформансом Деми Мур;
- «Дюна: Часть вторая» – более неровная и неоднозначная в плане упрощения (и укрощения) сюжетных перипетий но, по совокупности составляющих по-прежнему крутой фантастический блокбастер с мощным третьим актом;
- «Планета обезьян: Новое царство» – идеальное классическое приключение с отменным визуалом и тревожной концовкой;
- «Оленёнок» – один из триумфаторов «Золотого глобуса», жутко неудобный и неприятный, но в то же время мощный мини-сериал с отличной игрой Джессики Ганнинг.


Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 155 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2025. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio