Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2024: 10 фильмов, которыми запомнился 2024 год
Автор: Игорь ТалалаевДата: 25.11.2024 14:24
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

Для этой номинации выбираются не 10 лучших фильмов и даже не 10 самых главных или самых громких, а лишь те, что отложились в памяти редакции лучше всего. Не все из этих лент мы готовы рекомендовать к просмотру, но такая уж штука память – что запомнили, о том и написали. Эти фильмы забудут не скоро!


Каждая картина, поставленная Клинтом Иствудом, это всегда событие в мире кино. Особенно, если вспомнить, что он уже завязывал с кинематографом и обещал больше не снимать. Но это тот самый случай, когда ковбой не сдержал своё слово, и все от этого только выиграли. «Присяжный номер два» вновь не демонстрирует нам какую-то масштабную историю, сосредотачиваясь на проблеме одного человека. Иствуд вообще любит камерные драмы, где в центре его объектива находится личность в непростой ситуации, и часто местом действия таких картин становится неуютный зал суда (вспомним хотя бы «Подмену», «Чудо на Гудзоне» и «Дело Ричарда Джуэлла»). Так и действие последнего на сегодняшний день фильма знаменитого режиссёра происходит во время судебного процесса. С одной стороны, ставки чуть снижены и мы можем расслабиться, ведь главный герой Джастин Кемп – лишь один из присяжных, а не находится на скамье подсудимых. С другой стороны Иствуд копает ещё глубже обычного, ведь весь конфликт бушует в душе Кемпа, понимающего, что он оказался в ситуации, когда вынужден судить другого за преступление, которое совершил сам. Тяжёлая моральная дилемма, напряжённый сюжет и прекрасная игра Николаса Холта.


Внезапный хит 2019 года «Джокер» Тодда Филлипса оказался настолько депрессивным, мрачным, жизненным и со всех сторон реалистичным, что про комикс-основу заглавного персонажа вспоминали разве что в контексте «Ничто не выдаёт тут комикс-основу». Фильм понравился, кажется, вообще всем, да и как иначе, когда гениальный Хоакин Феникс выдал одну из мощнейших ролей в своей карьере. А преимуществом выглядело то, что история оказалась законченной (опять же, в противовес комиксовым традициям бесконечных сиквелов, приквелов и вбоквелов). Но вот спустя 5 лет тандем Филлипс-Феникс возвращаются в «Джокер: Безумие на двоих», чтобы войти в одну реку дважды… или просто плюнуть в неё, громко и хрипло рассмеявшись, а затем закашляться от сигаретного дыма. Для хорошей шутки, кажется, было всё и даже больше, но клоун вдруг оказался фокусником, который обманул всех, и даже себя. Леди Гага в очередной раз продемонстрировала, что не только хорошо поёт, но и играет, но мюзикл – да, теперь тут поют! – в декорациях психиатрической больницы и зала суда неожиданно (ха!) никому не зашёл. Филлипс хихикает, ведь уж он-то понимает, что шутить можно не обязательно смешно, и намекает, что лучше пересмотреть мюзикл «Чикаго».


Редко отечественное кино попадает в эту номинацию, но «Мастер и Маргарита» был просто обречён на популярность. Великий роман Михаила Булгакова даже спустя почти 60 лет после публикации вызывает горячий интерес и бурные обсуждения, и теперь перед нами уже восьмая (!) экранизация. Булгаковский текст адаптировали и в полнометражные фильмы, и в сериалы, и отечественные режиссёры, и зарубежные, концентрируясь либо на московских эпизодах, либо на иудейских, получая громкие премьеры или, наоборот, оставаясь в забвении и выходя в свет, как и книга, спустя долгие годы после создания. Версии Михаила Локшина в этом плане повезло: фильм получил широкий кинотеатральный релиз и собрал внушительную кассу, став тринадцатым – оцените иронию чисел! – самым кассовым фильмом в истории отечественного проката. Что для столь непростого произведения однозначный успех, ведь выше только аватары, мстители и прочие богатыри-чебурашки под попкорн. Новый «Мастер и Маргарита» ожидаемо породил вокруг себя множество споров и не смог понравиться абсолютно всем (ну а когда бывало иначе?), но, возможно, это лучшая экранизация романа Булгакова. «Возможно» – потому что у версии Владимира Бортко тоже есть немало поклонников.


«Фуриосой» очень легко разочароваться. Здесь нет молчаливой харизмы Мэла Гибсона или Тома Харди. Или запредельной холодной красоты Шарлиз Терон (хотя и у Ани Тейлор-Джой есть преданные поклонники). А уж того хватающего за яйца нон-стоп экшена, что был в «Дороге ярости», нет и подавно (а где ещё такой был?). Да ещё и CGI местами прямо режет глаз. Было бы наивно полагать, что почти восьмидесятилетний Джордж Миллер сможет превзойти свой предыдущий шедевр, но, естественно, сравниваться «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» будет именно с ним. И безнадёжно проигрывать, ведь это совсем другой фильм. Главный злодей, в отличие от мерзкого Несмертного Джо (впрочем, тут есть и он), обладает тёмным обаянием и не столько пугает, сколько развлекает. Боевая фура обзавелась блестящим прицепом и художественным барельефом, но получила куда меньше внимания, чем вторая версия в «Дороге ярости», ставшая там центром сюжета и полноценным героем. И вместо нескольких динамичных дней, проведённых за рулём, мы получили путь, длиной в несколько лет. Миллер снял новую, другую историю, а мы, слабые духом, просто хотели получить ещё раз то же самое. Но положа руку на сердце, уж лучше так, чем тупое копирование одних и тех же сюжетов, как в «Звёздных войнах», где авторы то ли боятся, то ли уже не могут сделать шаг влево или вправо.


Заставка студии А24 в начале фильма обещает нам, что следующие полтора-два часа пройду небезынтересно. Что ж, «Еретик», снятый дуэтом режиссёров Скоттом Беком и Брайаном Вудсом, подтверждает это правило. Сюжет о типичном «повороте не туда» внезапно трансформируется в разговорный триллер, а потом ещё пару раз ловко виляет хвостом, сбивая с толку и заставляя – что уж совсем непривычно для жанра – напрягать серое вещество, чтобы понять, как именно антагонист пытается обмануть своих жертв и что нужно сделать, чтобы перехитрить его. Две девушки-мормонки заходят в гости к немолодому мистеру Риду, чтобы поговорить о Господе нашем Иисусе Христе – и этот разговор по душам (кек) мог бы привести к совершенно стандартному слэшеру, где тихий одинокий мужчина начинает кровавое истязание. Мы бы, впрочем, не отказались и от такого зрелища, будь на месте все действующие лица – приятные Хлоя Ист и Софи Тэтчер, а главное – манерный Хью Грант, но всё получилось немножко любопытнее, и вместо ножей злодей предпочитает точить лясы. Главная звезда шоу – именно милаха Грант, который давно вышел из роли героев-любовников и последние годы наслаждается образами мелких прохвостов у Гая Ричи. Но тут Хью откровенно кайфует, с блеском в глазах задавая неудобные вопросы о религии (и в чём он не прав?!) и создавая образ одного из лучших кинозлодеев года.


Даже в нашей редакции нашлись люди, которые обвинили «Головоломку 2» в том, что это сиквел ради сиквела. Собственно, именно по этой причине мультик не смог пробиться в шорт-лист номинации «Лучший мультфильм». Но так ли всё просто и обычный ли это сиквел? Первая «Головоломка» вышла в далёком уже 2015 году и быстро снискала статус едва ли не лучшей работы Pixar, чьей единственной осечкой на тот момент были проходные «Тачки 2» (кстати, яркий пример сиквела ради сиквела, который, хочется верить, дал понять студии, что это скользкая дорожка). «Головоломка» просто взрывала мозг своей концепцией и отлично говорила простыми словами и метафорами о весьма непростых вещах. Да, ещё в 90-е выходил комедийный сериал «Голова Германа», который рассказывал примерно о том же, но Pixar сделала всё куда аккуратнее и душевнее. Продолжение же вышло спустя долгие 9 лет, так что это точно не жажда наживы, ведь железо нужно ковать, не отходя от кассы. И новый мультфильм оказался проработанным проектом, который не просто масштабирует историю девочки Райли, но углубляет и усложняет её внутренний мир, вновь поднимая трудные темы и раскрывая их с редким изяществом. Первый мультфильм учил нас принимать разные эмоции, второй же подсказывает, что некоторым из них нельзя надолго доверять пульт управления. Ради нашего же блага.


Теннис – популярный вид спорта, полный драматических противостояний, поэтому фильмы про теннисистов выходят с завидной регулярностью. И большинство из них основано на реальных событиях (из недавнего – «Борг/Макинрой», «Битва полов», «Король Ричард»), но случаются и курьёзы, типа пародийного «7 дней в аду». «Претенденты» Луки Гуаданьино же берут полностью вымышленных героев, сплетают их судьбы в тугой узел, где болеть хочется то ли за всех сразу, то ли ни за кого вообще, и помещают их в такие условия, что от одного матча зависит судьба даже не двух, а сразу трёх спортсменов. Путь даже одна из них уже повесила ракетку на гвоздь. Трио «Майк Фейст – Джош О'Коннор – Зендея» подкупает живыми характерами и яркими страстями, где от любви до ненависти и наоборот буквально один шаг и взмах ракеткой. Каждый из троицы нуждается в других и отталкивает их, что делает их взаимоотношения запутанными, а схватки на корте сверхэмоциональными. Стильный визуал, ритмичная музыка, ни на минуту не проседающая динамика, прекрасные актёрские работы и непредсказуемый – в кои-то веки перед нами не история, чей финал давно известен! – сюжет делают «Претендентов» одним из самых интересных фильмов года.


Четыре из пяти самых кассовых лент в истории со взрослым рейтингом R – это кинокомиксы (хотя «Джокер» связан с комиксами весьма формально). Любопытнее, что три остальные ленты – это трилогия «Дэдпул». И последняя часть, «Дэдпул и Росомаха», разумеется, является мировым рекордсменом. После всех насмешек над Райаном Рейнольдсом, всю карьеру играющим одну и ту же роль, над совсем скатившимся «Марвелом», над никому нынче уже неинтересными комиксами, триквел о похождениях Мёртвого Бассейна собрал $1,3 миллиарда с хвостиком, да ещё и умудрился понравиться как простым зрителям (пфф, ещё бы!), так и критикам (сюрпрайз, мазафака!). А всего-то нужно добавить в пару к позитивному болтливому наёмнику в красном (так, если ранят, не видно кровь, – прим. Дэдпул) хмурого молчуна в жёлтом (так, если напугаешься, не видно… эээ… молчу, молчу! – прим. Дэдпул). Насыпать сверху огромную гору фансервиса, сделать чуть ли не каждую фразу в диалогах шуткой и приправить это всё здоровой дозой расчленёнки. Ну и без модной нынче Мультивселенной никуда, конечно. Хотя за львиную долю успеха нужно благодарить Хью Джекмана, эпично вернувшегося к знаковой роли Логана, с которой так драматично попрощался в одноимённой ленте Джеймса Мэнголда семью годами ранее. Да, это своего рода пляски на костях, но мы совсем не против. Сидели как-то грустно, и только Дэдпул догадался пригласить вдову на танец!


Без «Дюна: Часть вторая» представить себе список самых запоминающихся фильмов года просто не получится. Слишком уж громко прогремела в своё время первая часть. Дени Вильнёв мог бы даже сесть в лужу, и всё равно бы очутился в этом топе. Что, кстати, неподалёку совершил Тодд Филлипс со вторым «Джокером». Но, на наше счастье, луж на Арракисе не нашлось, планка качества не опущена, и продолжается история с не меньшим размахом. В первом фильме Пол Атрейдес терял всё, превращаясь из сына влиятельного герцога в изгнанника, во втором же встаёт на путь становления великого лидера, получает новое имя и ведёт за собой миллионы уже не по праву благородного рождения, а благодаря личным качествам (а ещё – пророчествам, так удачно посеянным сёстрами Бене Гессерит). Сиквел заметно отличается по динамике, став ещё более размеренным, но это сюжетно оправдано и отлично передаёт атмосферу пустынной планеты. Есть изменения и в стилистике, ведь теперь Пол живёт с фрименами, и в кадре больше нет вдохновлённых домом Романовых элементов (часто вы видели в голливудском кино русские косоворотки?); им на смену пришли одежды бедуинов, а исламские мотивы в сюжете теперь не заметит только слепой. Но это всё ещё «Дюна», чей огромный мир вмещает в себя огромное культурное разнообразие.


«Субстанцию» никто особо не ждал, но она оказалась настолько яркой, что вытравить её из памяти получится разве что с помощью какого-нибудь медицинского препарата с интересными побочными эффектами, так что, пожалуй, не рискнём. Постановщица Корали Фаржа до этого была известна лишь по стильному сериалу «Песочный человек» и сексплотейшену «Выжившая», а потому едва ли кто рассчитывал на какие-то откровения, тем более в столь нишевом жанре как боди-хоррор. Но в кровавую оболочку истории о трансформациях Фаржа завернула сладкую начинку о (не)принятии себя, шоу-бизнесе, феминизме, эйджизме и пр. и пр. И пока одни смакуют этот пирожок, у других откровенные кадры деформированных тел и неуютные сверхкрупные планы вызывают приступы тошноты. «Субстанция» легко разделила жизнь Элизабет Спаркл на две половинки, а зрителей на два непримиримых лагеря – тех, кто в охотку пересмотрит это кино, и тех, кто испытывает к нему что-то сродни отвращения. Пожалуй, нет только равнодушных, а это самое главное. Можно было бы сказать ещё, что фильм подарил нам юную звёздочку Маргарет Куолли, но помимо маленьких ролей, у неё уже был бенефис в «Стоп-слове», а затем её порекламировал Йоргос Лантимос в «Бедных-несчастных» и «Видах доброты». Так что остановимся на том, что за эту работу Деми Мур получила заслуженный «Золотой глобус», а это явно не тот приз, который обычно вручают актрисам банальных ужастиков.

Игорь Талалаев



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2023 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2022 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2021 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2020 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2019 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2018 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2017 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2016 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2015 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2014 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2013 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2012 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2011 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2010 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2009 ГОД <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 2 пользователь(ей), 141 гость(ей) : Игорь Талалаев, Сергей Прудников
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2025. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio