Я НЕ КИЛЛЕР (HIT MAN)
2023, США, 115 мин.
Жанр: мелодрама, комедия, криминал
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Глен Пауэлл, Адриа Архона, Остин Амелио, Ретта, Санджай Рао, Молли Бернард, Грэйлен Брайант Бэнкс
Лишь немногим режиссёрам получается демонстрировать определённую универсальность в творчестве. Одним из них является Ричард Линклейтер – он одинаково комфортно чувствует себя и в экспериментальном кино, и в массовом кинематографе. Диапазон от трилогии «Перед рассветом/закатом/полуночью» и «Отрочества» до «Школы рока» с «Помутнением» говорит сам за себя. «Я не киллер» попадает же прямо в мейнстрим, полагаясь во многом на сумасбродную установку, основанную, внезапно, на реальных событиях. Хотя многое здесь, очевидно, выдумано, основная направленность повествования чувствуется невероятно житейской и отражающей реальность, оставляя при этом беззаботный, вопреки названию, тон.
Гэри Джонсон, как гласит русское локализованное название, вовсе не киллер. Фактически он даже оспаривает существование наёмных убийц, отсылая их к образам из поп-культуры. Гэри работает скромным профессором психологии, а параллельно подрабатывает в качестве независимого подрядчика, устанавливая аппаратуру слежения для полиции. Однажды он получает возможность выдать себя за киллера, чтобы «на живца» поймать человека, обратившегося к наемному убийце и соответственно планирующего преступление. У Гэри неожиданно хорошо получается и теперь он – главный «подставной киллер» в оперативно-следственных мероприятиях. Всё меняется, когда он встречает Мэдди – девушку, что пытается заказать убийство бывшего мужа. Гэри влюбляется и размышляет, продолжать ли отыгрывать перед ней киллера или всё-таки открыться.
«Я не киллер» основан на реальной истории, но Линклейтер использует всю диковинность ситуации, чтобы вдохновить свой собственный клубок чувств и опасностей для Гэри. Протагонист начинает свой путь как зануда, но время, проведённое под личиной киллера, делает из него настоящего мужика. В результате лента становится, конечно, самоуверенной (особенно по части довольно прохладной комедии), но её можно и понять, и принять, и даже сопереживать герою. В чём-то «Я не киллер» даже пародирует нуар, да и в целом предлагает взглянуть на большой жанровый диапазон, чтобы оставаться захватывающим зрелищем на протяжении пары часов хронометража.
Одной из наиболее приятных сцен фильма является расширенный монтаж, показывающий то, как Гэри строит из себя «идеальный» образ наёмника, варьирующийся от клиента к клиенту. Это содержит очень хороший комедийный контекст, в то время как основной тон картины напоминает ромком с элементами триллера. Химия между Гленом Пауэллом (для которого это была шикарная возможность продемонстрировать свои актёрские навыки) и его партнершей Адрией Архоной отлично работает на атмосферу. Пауэлл в очередной раз доказывает свои навыки талантливого артиста, а Архона уверенно набирает очки: конечно, её тяжело назвать малоизвестной, учитывая появление в «Морбиусе», но именно в данном случае она расширяет свое амплуа и показывает уверенную игру.
Довольно остроумный фильм искусно смешивает элементы эксцентричной комедии с чертами ромкома, и всё это на фоне разворачивающегося хичкоковского триллера. Небольшие сюжетные повороты довольно предсказуемы, но и они имеют преимущества в общем повествовании. Хотя «Я не киллер» не обладает большим бюджетом, его ни в коем случае нельзя назвать тусклым из-за наличия саспенса, психологических препятствий, развитий персонажей и, конечно, реальностью ситуации. Ох, Линклейтер, ну ты и озорник – всё с этими хитманами ясно!
Егор Рябцев