О БЕДНОМ УБИЙЦЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...
КИЛЛЕР (КILLSHOT)
Жанр: боевик, триллер, драма
2008, США, 100 мин.
Режиссер: Джон Мэдден
В ролях: Дайан Лэйн, Микки Рурк, Джозеф Гордон-Левитт, Томас Джейн, Розарио Доусон
ОЦЕНКА: 3
Арманд Дега (Микки Рурк) по прозвищу Черный Дрозд работал в семейном бизнесе. Нет, он не продавал подержанные автомобили и не делал пуговицы на фабрике. Он с двумя своими братьями убивал людей. За деньги. Группа из трех киллеров в течение нескольких лет без сучка и задоринки выполняла заказы мафии, но, как часто такое случается, последнее дело пошло наперекосяк, и в результате младший брат погибает от руки Арманда, а старший отправляется за решетку на долгие годы. Самому Дрозду удается скрыться и впоследствии отойти от дел. Но через несколько лет мафия уговаривает совершить еще одно, последнее, убийство. Во время дела, «подметая мусор», киллер убивает девушку, которую нельзя было убивать.
За Дега начинает охотиться мафия. Во время поездки в родные края он встречает вспыльчивого бандита Ричи Никса (Джозеф Гордон-Левитт) и соглашается на его предложение ограбить директора компании по продаже недвижимости. Но преступление накрывается медным тазом из-за расставшейся семейной пары (Дайан Лэйн и Томас Джейн), ненароком попавшей в здание. Так как Арманд Дега человек принципов, он вынужден со своим напарником начать охоту на тех, кто видел его лицо. У супругов же в семье намечается развод после 15-ти лет брака. Но они вынуждены оставить свои мелкие ссоры и попытаться вдвоем спрятаться от разъяренной парочки...
Режиссеру Джону Мэддену очень в жизни не везет. Казалось бы, постановщик известный, в свое время перспективный, его «Влюбленный Шекспир» в 1998 году отхватил семь статуэток Американской киноакадемии, включая основную номинацию. Что тут говорить о невезении, спросите Вы? Да все просто: основным конкурентом в той оскаровской гонке был «Спасти рядового Райана», которого на ура приняли как и особо пафосные американские патриоты, так и очень впечатлительные критики. В отличие от развесистой клюквы доброго бородатого еврея, медленная и неуклюжая костюмированная мелодрама не обладала таким мощным стержнем в лице Тома Хэнкса, гордо косящегося в сторону звездно-полосатого полотнища. Заклевали, проще говоря, Мэддена, его картину и нынче величают самым переоцененным лауреатом Оскара.
После кассовых провалов фильмов «Доказательство» и «Выбор капитана Корелли» на карьере режиссера можно было вообще ставить жирный крест, но англичанину выпал еще один шанс постоять за свою честь и выдать в кои-то веки приличную во всех отношениях картину. Благо случай попался весьма интересный: криминальный триллер «Killshot» по книге известного писателя Элмора Леонарда должны были снимать еще в 2002 году, тогда к картине проявили интерес Тони Скотт и Квентин Тарантино, который намеревался сыграть вспыльчивого Ричи Никса. Но не срослось, и экранизацию отдали Джону Мэддену. Фильм несколько раз пришлось перемонтировать, откладывать в черный ящик до лучших времен, посценно переснимать, пока про него не забыли даже самые яростные фанаты. И вот, попытавшись влиться в струю и сгрести деньжат на волне возвращения Микки Рурка, The Weinstein Company спустя пару месяцев после американской премьеры «Рестлера» выпускает «Киллера».
Разогнавшись, залихватский криминальный триллер, подчистую слизанный у Тони Скотта, к середине резко тормозит, превращается в трагедию одной маленькой американской семьи, чисто по инерции докатывается до финиша и там оказывается черт знает чем: закадровые па-фосные монологи на фоне парочки выстрелов не выдерживают никакой критики и похожи на аналогичные сцены из прошлогоднего «Опасный Бангкок» с Николасом Кейджем. Весь фильм в целом похож на своеобразный сплав невозможного: постмодернистский «Домино» легко переплетается со стандартными романтическими историями Джона Мэддена, Рурк и Гордон-Левитт как две капли воды похожи на главных героев видеоигры «Кейн и Линч» (причем сравнение точно не в пользу первых), а связка Лэйн-Джейн под конец начинает вести себя как дешевые восковые куклы Анджелины Джоли и Брэда Питта из «Мистер и миссис Смит».
Главная ошибка режиссера в том, что угнаться сразу за двумя зайцами не получается: попытка запихнуть в один фильм и амбициозную криминальную драму о взаимоотношениях молодого вспыльчивого дилетанта и умудренного опытом профессионала, и обычную историю о кризисе в браке после пятнадцатилетнего совместного проживания, не привела ни к чему хорошему - в сценарии появились огромные дыры. Например, зачем все-таки Дега связался с сумасшедшим Ричи? Неужели старина «продал» свою репутацию из-за жалких десяти тысяч? Или внезапно нахлынувшее чувство жалости и скорби по умершему брату затмило расчетливый ум опытного киллера? А последние минут десять, судя по всему, снимали на автомате, на ходу придумывая логичную развязку всей этой вакханалии.
Ладно, Бог с ним, с сюжетом, ведь главной причиной отдать кровно заработанные кинотеатру был приличный актерский состав во главе с восставшим из пепла забвения Микки Рурком. Однако Арманд Дега в его исполнении весь фильм старается на кого-то походить. То он превращается в главаря наемников Эда из «Домино» (также сыгранного Рурком), то начинает читать нотации, как киллер Джо из «Опасного Бангкока», а то и вовсе молчит и ходит странной походкой, как убийца Леон из одноименного фильма. На таком унылом фоне очень выигрышно смотрится молодой актер Джозеф Гордон-Левитт, похожий, будто близнец, на покойного Хита Леджера. Весь фильм он играет так, будто снимается в роли Джокера вместо Хита в продолжении «Темного Рыцаря». Та же манера речи, длинные волосы, безумный взгляд и сумасшедшая мимика - можно было бы обвинить актера в плагиате, если бы не одно но: фильм был полностью снят уже в 2006 году. Поэтому ни о каком копировании речи быть не может. Остальные же актеры выступают просто в качестве мебели.
Так что же мы имеем в итоге? Типичный представитель идейного кризиса в кинематографе: заезженный сюжет, шаблонные типажи, постоянные заимствования из более успешных фильмов и тотальная режиссерская некомпетентность. Нарочитая стилизованность под фильмы восьмидесятых выглядит скорее как оправдание перед зрителями за куцые диалоги и невнятные перестрелки, нежели как средство выразительности. Главная звезда картины, центр рекламной компании и главный козырь пиарщиков Микки Рурк мало того, что выглядит как ожившая скульптура из музея мадам Тюссо, так и наголову проигрывает своему харизматичному напарнику Джозефу Гордону-Левитту.
Как и у большинства современных картин, у «Киллера» нет какой-либо определенной аудитории, он пытается угодить всем. Поэтому после просмотра непонятно, что же перед тобой: классический buddy-moviе или семейная драма? Что же хотел режиссер сказать своим фильмом? Зачем в конце нагнал столько ненужного пафоса? Ответы придется искать самостоятельно. Но больше всего недоумение от решения российских дистрибьюторов выпустить «Киллера» в широкий прокат, когда спокойно можно было обойтись выходом на DVD. Никто бы не обиделся. Или прокатчики наивно полагают, что после выхода «Рестлера» мы уже готовы забыть те роли, из-за которых Рурк и отправился в небытие? Да и уместно ли говорить о каком-то «возвращении легенды», пока он снимается в таких картинах? Вопрос, ясное дело, риторический.
Евгений Северин
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Это незатейливый, крепко сделанный немногословный боевичок категории «В». Плоские диалоги, в данном случае, возвращают мыслями в середину 90-х, в то время, когда картины подобного рода пользовались спросом и радовали глаз бесбашенной зрелищностью.
Что Рурк, что Левитт играют в киллеров, а не играют киллеров, а это большая разница (при этом на Микки, ввиду фактуры и визуального образа, роль неимоверно круто сидит). Мощный актерский состав (помимо безумной парочки отлично исполняют свои роли красавица Дайан Лэйн и обворожительная Розарио Доусон) и ностальгическая атмосфера сделали свое дело: «Киллер» - вполне удобоваримое блюдо при грамотном употреблении.
Евгений Филатов