Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Черное и белое: Золотой компас (The Golden Compass), 2007
Автор: Хамнаев, СеверинДата: 21.06.2009 23:54
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

ЗОЛОТОЙ КОМПАС (THE GOLDEN COMPASS)
Жанр: фэнтези, приключения, семейный
2007, США-Великобритания, 113 мин.
Режиссер: Крис Вайц
В ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крейг, Дакота Блю Ричардс, Бен Уолкер, Фрэдди Хайм

БЕЛОЕ:

«Золотой компас» - экранизация одноименного романа Филипа Пуллмана, приведшего в ярость католическую церковь, потому что священослужители, в книге, выставлены мерзкими беспринципными подлецами, которые не стесняются похищать детей и массово их зомбировать. Церковь обвиняла Пуллмана во всех смертных грехах, напрямую называла его еретиком и, вообще, - подлой тварью. В свою очередь, Пуллман лишь пожимал плечами и в ответ говорил только о том, что его книги - сказки для детей, и про выставление католиков в дурном свете он ничего не знает.

Конечно тем, кто перед просмотром ленты книгу не читал, будет совершенно непонятно, чего это католики так бушевали, потому что в картине всего вышеупомянутого нет. Фильм Криса Вайца, как это ни странно, действительно всего лишь сказка для детей. Красивая, захватывающая сказка.

Несмотря на явные намеки и колкости в сторону многострадальной католической церкви в книге, фильм от всего этого избавился и получился гораздо интереснее первоисточника. Однако стоит оговориться, что приключенческая лента вышла в итоге совсем детской. Даже, казалось бы, жестокие сцены, вроде массового зомбирования детей (которые должны пугать, между прочим) в фильме смотрятся совершенно картонно и искусственно. Цыгане получились довольно веселыми, хотя, по идее, они являются одними из самых драматичных персонажей. Но есть некоторые моменты, ради которых фильм все-таки определенно стоит посмотреть, а именно:
1. Небывалой красоты спецэффекты;
2. Бронированные медведи;
3. Битва бронированных медведей, а также финальная битва.

Образы главных героев вышли неплохими, но в данном случае кино тянут мощные актеры, задействованные в ролях второго плана. К примеру, колоритный Сэм Эллиотт или Ева Грин. Их персонажи получились -просто блеск! Хотя, конечно, понять, чем они так харизматичны можно только в оригинальной озвучке. Главный медведь фильма -Йорик Бирнисон - говорит голосом самого сэра Йена МакКеллена, а это, прямо скажем,
впечатляет. Да и Дакота Блю Ричарде, играющая бойкую Лиру, в оригинальном звучании куда как убедительнее, а в некоторых сценах заслуживает серьезной похвалы.

Раз уж на то пошло, нельзя не упомянуть про перевод и дубляж фильма. Здесь, к сожалению, лестных эпитетов не будет. Перевод, с горем пополам, можно назвать неплохим - общие названия и разного рода фразы переведены, в целом, удобоваримо. С дубляжем дела обстоят хуже. Вся соль героев фильма в том, что говорят они с шикарными акцентами, в основном - с чисто английским произношением. В дубляже, понятно, ничего такого нет.

Говоря о подобном фильме, невозможно не поднять вопрос зрелищности, все-таки Оскар за лучшие визуальные эффекты кому попало не дают. Не соглашусь с тем, что в 2007 году у «Компаса» были лучшие спецэффекты (Трансформеры Майкла Бэя делали на раз Медведей Вайца), но картинка, и правда, получилась красивая - шикарные дирижабли, красивые животные, оригинальные города. Видеоряд радует глаз, и его достоинства можно расписывать очень долго, но, как говорится, лучше один раз увидеть... Хотя, положа руку на сердце, операторская работа (за нее отвечал Генри Брэхам, не хватающий звезд с неба, а лишь отметившийся в «Эскадрилье «Лафайет») - не верх гениальности. Но некоторые планы -особенно когда показывают дирижабли - откровенно захватывают.

Звук и музыка в фильме также достойны самых лестных отзывов. Композитор Александр Деспла ("Разрисованная вуаль", "Загадочная история Бенджамина Баттона") создал потрясающее музыкальное сопровождение картины, несмотря на то, что работал в жанре приключенческого семейного фэнтези впервые. Разумеется, с изрядной долей здорового пафоса, но уж таковы законы жанра. Звуковые эффекты также получились просто отличными - грохает, бабахает - будь здоров. Рев бронированных медведей на крепкую пятерку - ни разу не заставляет усомниться 8 подлинности.

В заключение хотелось бы сказать, что «Золотой Компас» - это не эпопея масштаба «Властелина Колец», не стоит сравнивать эти две картины. И Крис Вайц совсем не Питер Джексон, но фильм определенно стоит посмотреть. При желании можно найти в картине массу недостатков, но делать этого не хочется, лучше просто посмотреть. Технический уровень фильма очень высок, актеры в основном радуют своей игрой, да и главный религиозный недостаток книги экранизация оставила за бортом. Хотя, какого черта? Долой сомнения! Где еще вы увидите такого бронированного медведя?

Юрий Хамнаев



ЧЕРНОЕ:

По плохой книге хороший фильм не снимешь. Очень сложно оживить мертворожденный мир, в котором происходящие события отказываются подчиняться формальной логике, все диалоги фальшивы и глупы, персонажи пусты и шаблонны. В такую ситуацию попал режиссер Крис Вайц, перенесший на экраны первую книгу из цикла «Темные начала». Трилогия Филиппа Пуллмана - не образцово-показательное приключенческое фэнтези, а провокационная литература, стоящая на одном уровне с религиозными размышлениями Дэна Брауна. И тот, и другой -писатели посредственные, которым очень хочется оставить свой след в мировом искусстве и прославиться на весь мир своим неординарным мышлением. Оба во времена тотальной распущенности и свободы слова выбрали наипростейший путь к признанию: попытались эпатировать публику своим видением христианской идеологии.

И если Браун как-то пытается оправдать свое чрезмерное любопытство обывательским вопросом «Why not?», оставляя последнее слово за читателем, то Пуллман преподносит свое мнение, как истину в последней инстанции. Не переосмысливая постулаты и не задавая компрометирующие вопросы, он просто выворачивает все наизнанку и ничего кроме отрицания Библии предложить не может.

Если абстрагироваться от мощного сатанинского подтекста, то выяснится, что другой-то идеи в трилогии, а, следовательно, и в экранизации, нет. Хорошая детская книга должна в первую очередь чему-то учить ребенка, показать ему достойный пример. Пуллман, увлекшись публичным отрицанием любых теологических учений, совсем забыл о главной аудитории, т.е. детях. С каждой страницей Остапа несет все дальше и дальше, а книга на глазах превращается из наивной истории про избранного ребенка в сумбурную сказку со стереотипными злющими русскими, добрыми цыганами и белыми медведями-алкоголиками. А если продолжить короткий экскурс по нашумевшей книжной трилогии, то вылезут голубые ангелы, умирающий гниющий Бог, культ убийства и возвышенное отношение к разрушению церквей и храмов. Книга представляет собой винегрет из «Властелина колец» (маленький человечек спасает мир) и «Хроник Нарнии» (главенствующая роль животных и злая колдунья). Единственная оригинальная задумка автора - деймоны - получилась непроработан-ной. Неповторимый во всех отношениях спутник может быть только у какой-нибудь барской особы, а у человека рангом пониже (особенно если он из прислуги) будет простой зверь с помойки. Отчего это весь обслуживающий леди Коултер персонал ходит с собаками? Почему у всей русской орды одинаковые спутники-волки? Неужели в снегах России, простите, Тартарии, выращивают озлобленных клонов со скверным характером? Кстати, о русской теме.

Мы опять пособники всемирного зла и помогаем Магестериуму насаждать свою единственно правильную политику. Всякий русский человек ходит в кирзачах, носит папаху, бороду, пьет водку в больших количествах. У него нет сердца, поэтому он готов спокойно перестрелять пару десятков детей. Русофобство возведено в абсолют. Остается сидеть-гадать, за что же так полюбили критики трилогию Филиппа Пуллмана, а спустя пару лет сравняли Роулинг с землей, обвинив ее книги в пропаганде сатанизма? Да что мы все о книге да о книге? А как же сам фильм? А сам фильм, как правильная экранизация, с успехом перенял все ошибки оригинала.

Крис Вайц пошел по пути наименьшего сопротивления и просто вырезал из сценария самые спорные моменты, связанные с прямыми оскорблениями в адрес церкви и всех верующих. Но в попытке угодить и фанатам, и «непосвященным», режиссер лишил свою историю целостности и оставил после просмотра множество вопросов, на которые так и не ответил. Потеряв свой главный стержень, благодаря которому книжку превозносят все атеисты и агностики, считая ее «конструктивной критикой христианства», экранизация вышла из разряда неоднозначных произведений и превратилась в клишированное детское фэнтези, где ее нещадно бьет любая часть похождений о Гарри Поттере и семейки Пэванси. Говорящий медведь Йорик в сухую проигрывает льву Аслану из «Хроник Нарнии», маленькая Лира все время напоминает любого персонажа Дакоты Фэннинг (слава Богу, кричит поменьше), а ее заключительный монолог в духе детской песенки «Тра-ля-ля, тра-ля-ля, мы везем с собой кота» заставляет просто вжиматься в диван от смеха. Финальное побоище с армадой злых русских тщетно пытается косить под корифея жанра, «Властелин колец»: те же ракурсы, та же пафосная оркестровая музыка - все до боли знакомо. Сидишь и ждешь, когда же Стрелок и медведь Йорик начнут соревноваться друг с другом, кто больше орков положил. Смех и только.

Вырезав некоторые спорные, но важные в повествовании моменты, режиссер лишил фильм целостности и легкости восприятия. Не обошлось и без пары нестандартных моментов для детского кино, да-да, это я сейчас про вырванную медвежью челюсть и расстрел детей русскими стрельцами. Никакой масштабности нет, сказочный мир представлен какими-то обрывками, да в него и не веришь особо — нелогичностей и вопросов хватает с лихвой. Например, что за графа Дуку показывают в начале фильма? На кой черт сдалась мисс Коултер маленькая девчонка? Зачем лорд Азриэл скрывал от нее страшную правду о родителях? По идее, ответы должно было дать продолжение, но в таком случае, первая часть в отдельности существовать просто не может.

Единственное, что хоть как-то помогает сосредоточиться на просмотре - это красивые, сочные спецэффекты, которым не зря отвалили статуэтку Американской киноакадемии. Но живописная картинка не позволяет закрыть очи на зияющие дыры в паршивеньком сценарии, деревянных персонажей и посредственный первоисточник, который ничего кроме бешенства у уважающего вклад религии в мировую историю да или просто верующего человека, вызывать не может. Задаешься только вопросом, что нынче за времена, когда антихристианский автор может со спокойной совестью печатать свои предвзятые и нелогичные религиозные убеждения, по которым впоследствии снимают подростковое фэнтези?

Но есть в мире справедливость: фильм провалился в прокате, собрав 370 миллионов американских президентов, что преступно мало для проекта стоимостью в 180. Так как половину выручки забирают прокатчики, «Золотой Компас», фубо говоря, просто окупился и принес создателям символическую выгоду, после чего студия решила заморозить последующие экранизации пуллмановских произведений. То есть мы не сможем увидеть в новом детском приключенческом фильме целующихся ангелов, разрушенные медведями церкви и полумертвого Отца-прародителя. И знаете, слава Богу...

Евгений Северин

Мнение авторов может не совпадать с их точкой зрения =)
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 143 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio