ГОРОД ГРЕХОВ (SIN CITY)
Жанр: боевик, триллер, криминал, детектив
2005, США, 124 мин.
Режиссеры: Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино
В ролях: Брюс Уиллис, Микки Рурк. Джессика Альба, Клайв Оуэн, Ник Стал
БЕЛОЕ:
Город грехов – город вечной ночи, освещенный немногими уцелевшими уличными фонарями, вспышками выстрелов, кровожадными белоснежными улыбками и блеском ярких глаз своих живых обитателей. Его жители проживают за гранью закона, власть имущие ограждаются от грязных улиц высокими стенами и толпами вооруженных наемников, полиция служит деньгам, а не людям. Туда невозможно попасть без причины, а вырваться не суждено никому.
«Город грехов» – это серия графических новелл Фрэнка Миллера. Его герои опасны, жестоки и брутальны. Малореальны в обычной действительности, но нашедшие истинное место и призвание в своей мрачной вселенной. В мире, придуманном специально для них автором.
Для любого зрителя перед началом просмотра нужно знать только одно. «Город грехов» – это фильм, снятый для искусства. Не несущий в себе никакой ценности, помимо наслаждения им самим, как цельным и самодостаточным произведением. Не претендуя ни на что большее, картина открывает каждому желающему целый новый мир, бескомпромиссный, жестокий и мрачный. И только зритель сам и для себя сможет решить, есть ли место городу грехов в его жизни, и найдется ли в городе местечко для него.
Главной фишкой является визуальное решение. Большинство сцен фильма сняты в насыщенном черно-белом варианте, с намеренным ярким выделением еще одного цвета. Иногда это красная-красная кровь, брызжущая небольшими фонтанчиками, иногда – ядовито-неприятный желтый цвет кожи одного из героев, а иногда фосфоресцирующий белый для изображения большого количества крови. Такой выбор делает фильм как минимум оригинальным. Хотя в наше время проводится множество экспериментов с цвето- и свето-фильтрами. И раз в несколько лет, благодаря совершенствованию технологий кому-то удается вывести картинку, главное для киноискусства – визуальную составляющую на принципиально новый уровень. И «Город грехов» –один из таких фильмов.
Но на самом деле это всего лишь прием, один из приемов, благодаря которому полностью раскрылось главное достоинство фильма – атмосфера города. Светлое пятно на экране выхватывает из общего мрака героев и часть места действия, оставляя странные тени по углам экрана. Из-за отблесков на блестящей поверхности оружия и аксессуаров невозможно увидеть все детали происходящего, так же как невозможно разглядеть души персонажей, понять их мотивы и предугадать следующий шаг.
Этот город – абсолютное Зло, сам по себе. Невозможно чтобы было так, что здесь по странному стечению обстоятельств собрались худшие из преступников мира. Во всем виноват сам город греха. Он развращает, изменяет каждого человека, попавшегося в его сети и поддавшегося искушению. Его тяжелая, липкая атмосфера способна раздавить все лучшие качества человека, изменить его, сломать, вынудить преступить через все возможные рамки. Каждый из ключевых персонажей в отрыве от города мог стать главной фигурой, главным героем другого фильма, затмив всех прочих жителей. Но здесь он всегда будет одним из многих. Рядовым гражданином. И он обязательно будет убит. Рано или поздно, а на смену придут новые искатели приключений. Можно было бы сказать, что в этом городе ни у кого нет никаких гарантий. Но это не совсем так. Точно можно сказать про всех и каждого, что до старости он не доживет. И не уедет из города.
Эта страшная атмосфера жестокости и насилия захватывает с первых кадров фильма. Красивыми чарующими кадрами она затягивает все дальше и дальше, и лишь потом обнажает истинное лицо, но уже становится поздно. По-своему, абстрактно, город красив, но смертельно опасен.
Чрезмерную жестокость и кровавость многих сцен нельзя назвать минусом в контексте фильма. Не будь этот компонент настолько преувеличенным, обещания мрачности, заявленные городом, не соответствовали бы его наполнению. Насилие без цензуры, ничего не скрывая, обнажает черную душу места действия.
Многими и многими плюсами фильма можно назвать актерские исполнения. Тщательно проработанные образы воплощены с максимальной достоверностью своей вселенной. Герои убедительны настолько, что невозможно не поверить каждому их шагу. Несмотря на всю фантастичность их поступков.
Исключив пролог и эпилог, можно выделить три сюжетные линии, не переплетающиеся, а изредка пересекающиеся между собой случайными встречами персонажей, что также является весьма оригинальным ходом. И в каждом из рассказов есть свой главный герой.
Наиболее впечатляющим из всех выглядит Марв. Практически неубиваемый человек, огромной физической силы и безобразным лицом. Возможно жесточайший из убийц, сейчас он мстит большему, системному злу. И сложно представить ту преграду, что он не сможет снести на своем пути. Не отрицая заслугу гримеров, сложно не оценить высоко работу, проделанную над образом Микки Рурком. Его Марв – настоящая машина для убийств и, тем не менее, ему сопереживаешь, понимая мотив его мести. Сейчас можно забыть о прошлых преступлениях и не обращать внимания на его методы.
На втором месте – загадочный убийца Дуайт Клайва Оуэна. Он не так ярок, но и не так прост. Его сложнее понять, его галлюцинации и беседы с самим собой сбивают с толку. Он действует, по-видимому, из-за странного чувства любви, глубина которой неизвестна и неизмерима.
Брюс Уиллис и его воплощение – полицейский Хартиган занимает третью строчку лишь по той простой причине, что актеру этот образ хорошо знаком, а амплуа привычно. Тем не менее, исполнение на должном уровне. Несгибаемый, несокрушимый и подобно Марву практически неубиваемый Хартиган – самый положительный герой города грехов, но и он – убийца.
Прочие ключевые актеры-герои также интересны и ярки, и не их вина, что им было уделено меньше времени. Впечатляющий кастинг должен стать весомой причиной просмотра для каждого любителя кино, даже если слова о прочих достоинствах фильма прозвучали неубедительно.
Ренат Гарипов
ЧЕРНОЕ:
«Город грехов» – настолько же красивый фильм, насколько бессмысленный. Конечно, можно возразить, что это окупается непредсказуемостью событий, когда вопреки всем канонам на середине фильма может запросто погибнуть главный герой. Или черным юмором, присутствующим на протяжении всего действия. Или даже звучат утверждения, что суть всего здесь – не диалоги, и не сюжет, а визуальная картинка. Дескать, нужно уметь увидеть большее за игрой света и тени монохромной ленты, в отдельных моментах яркими красками высвечивающей отдельные детали, будь то глаза или что-то еще...
Визуальная составляющая «Города грехов» действительно на высоте. Благодаря ей фильм красив. Можно сделать нарезку любых кадров, и она будет безупречной. Безусловно, Родригес сделал все возможное, дабы с первых минут стало ясно: это экранизация комикса. Экранизация, стилизованная до невозможного. По мере сил, она должна отличаться от прочих. Вкрапления цветного в черно-белой пленке привлекают внимание с первых минут просмотра. А потом... Потом вдруг понимаешь, что красивой картинки и мрачной атмосферности слишком мало для оправдания, когда за ними нет ничего выдающегося. Можно сравнить с оберткой, с помпой надетой на пустоту. Окажись содержание под стать обертке, кто знает, возможно, сейчас перед нами был бы 100% культовый фильм.
Схема действия затерта до дыр. Сколько уже мы пересмотрели кинокартин, в сюжете которых несколько историй различных персонажей, не связанных друг с другом, пересекались в определенной точке? И суть даже не в том, что такое уже было, – кино не возможно без повторений, – а в том, как именно эти повторения обыгрываются, как подаются зрителю. Причем нет здесь и вины первоосновы, самого комикса Фрэнка Миллера. Недаром среди режиссеров ходит утверждение, что даже одна и та же небольшая сцена в зависимости от желания создателя может содержать самые различные диапазоны эмоций…
Скорее все дело в задачах, которые Родригес ставил перед собой и съемочной группой. В этом плане оригинальности у «Города грехов» нет. Можно утонуть во внезапно вспыхнувших голубым огнем глазах Клайва Оуэна, залюбоваться точеной фигуркой Джессики Альбы, однако от этого действие не перестанет быть тщательно вымеренным и вылизанным штампом, в полной мере зависящим от красоты глаз Оуэна и фигуры Альбы. Что, определенно, банально для ленты с таким звездным составом и высокими амбициями.
Между прочим, нет сомнений, что именитые актеры смотрятся отлично. Жаль, их персонажи грешат отсутствием мотивированности, которую весьма трудно списать на заявленный черный юмор и непредсказуемость событий. Непредсказуемость, бесспорно, хорошая вещь. Правда тут она превращается в попытку любой ценой перехватить инициативу у строящего предположения зрителя, изламываясь под немыслимо острыми углами, отчего происходящее теряет подоплеку и последовательность. При просмотре складывается впечатление, будто попадаешь в самый разгар милого голливудского капустника с известными всем лицами и нездоровым интересом «а кто же тут еще появится?»
Словно понимая, что слабая сторона ленты – отсутствие смысла (а возможно, намеренно не желая придавать этому смыслу какое-либо значение), Родригес пошел на профессиональный обман. Или сугубо режиссерский эксперимент, – пожалуй, так звучит правильнее. Он поставил целью поразить зрителя, швырнув в него то, чего тот не ждал: подобное дикое сочетание красоты и жестокости. Как вы помните, в «Городе грехов» полно кровавого абсурда, нет ни одного хорошего героя, а сюжет пестрит несложной иронией, когда крутой полицейский хватается за сердце в разгар операции, или тихоня-девочка оказывается звездой злачных мест. В результате все зрительское внимание оказалось направлено на то, чем в него, зрителя, так неожиданно швырнули. Думать о том, что за всем этим сокрыт блеф, вроде как, стало уже некогда. Бессмысленное показалось полным своеобразного значения и символизма только оттого, что такое бессмысленное. Люди любят загадки и еще больше любят их отгадывать. А как известно, на белом полотне выводи что угодно, все равно уверуешь в то, что захочешь увидеть, но чего, возможно, на самом деле не существует.
Родригес не сделал исключительный фильм и тем более не сделал шедевра. Говоря прямо, он не сделал ничего нового или особенного, продемонстрировав всего лишь небезынтересные приемы кинематографа, всего лишь методы, технику съемки. Сами по себе, разрозненные, приемы эти достойны уважения. Однако вместе, будучи собранными под названием «Город грехов» они не создают ни тонкое переплетение событий сюжета, ни мастерски выписанных персонажей, ни каких-то чувств. Техника не заменяет суть. Стилизованный видеоряд с просчитанными пикселями действительно оказался куда достойнее Технического гран-при на Каннах, нежели возможной награды за то, чем он, этот видеоряд, не обладал.
У «Города грехов» нет души. Даже самой черной.
Ирина Лукьянова
Мнение авторов может не совпадать с их точкой зрения =)