Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Харви Милк (Milk), 2009
Автор: Евгений АвижусДата: 27.06.2009 08:43
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)

БОРОТЬСЯ И НЕ СДАВАТЬСЯ

ХАРВИ МИЛК (MILK)
Жанр: драма, биография.
2009, США, 128 мин.
Режиссер: Гас Ван Сент.
В ролях: Шон Пенн, Джеймс Франко, Дж Бролин, Элисон Пилл, Эмиль Хирш, Джоз Кросс, Диего Луна и Виктор Гарбер

ОЦЕНКА: 4

Политик Харви Милк из Сан-Франциско борется за права геев и лесбиянок, проводя избирательную кампанию в городское правление. Его поддерживает любовник Скотт Смит, также Энн Кроненберг из предвыборного штаба и мэр города Джордж Москоун. Но выдержит ли Милк дуэль со своим коллегой Дэном Уайтом, ярым гомофобом? Какова цена победы? Трудно ли быть человеком и гражданином?

Одни режиссеры предпочитают занимать нишу артхаусного кинематографа, другие же себя видят только в качестве постановщиков коммерческих проектов, но нечасто встретишь творцов, которым удается претворять в жизнь любые идеи, одобряемые как большинством зрителей, так и скромной их группой. При этом подобные режиссеры никогда не изменяют собственному стилю, независимо от тематики фильма. Они могут представить на обозрение иную операторскую работу, вывести на сцену уникальные жизненные ситуации, добавить пафоса или сухости, но все равно будет чувствоваться их независимый дух, их непоколебимая точка зрения на любые события, то есть главным на режиссерской стезе всегда будут авторские принципы. Должно ли это вызывать уважение - вопрос из другой оперы.

Американец Гас Ван Сент смело чередует коммерческие и артхаусные ленты, не забывая о своих принципах: ставить перед зрителем различные моральные дилеммы, знакомя с двойственностью странного мира, рисуя незабываемые портреты - от маргиналов до успешных людей. Не всегда у него маргинал оправдываемая личность, порою герой сам виноват в накопившихся проблемах - и здесь режиссер предлагает прочувствовать положение персонажа, вжиться в его шкуру, взглянуть на другой мир, где никто никого не спасает, но все, тем не менее, продолжают жить, потому что им некуда деваться от обыденности. Если Дэвид Линч заинтригован тайнами, окружающими людей, у Ван Сента эпицентром являются сами люди - не разрозненные части мозаики, но целостные типы.

Гас Ван Сент подарил миру множество талантливых молодых людей: Ривер Феникс («Мой личный штат Айдахо»), Николь Кидман («Умереть во имя»), Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг»), Кейси Эффлек («Джерри»), Мэтт Диллон («Аптечный ковбой»), хотя он работал и с магистрами актерской игры - например, с Шоном Коннери («Найти Форрестера»). «Харви Милк» - сочетание молодости и опыта. Это заметно в замечательном дуэте Шона Пенна и Джеймса Франко.

Биографические картины обычно строятся по одной и той же схеме: наряду с гениальностью того, о ком идет речь в истории, раскрываются его недостатки, подчеркивая избитый факт - идеальных людей не бывает (исключением в этом правиле стали лишь «Игры разума», в которых сценарист с завидной упорностью обелил ученого Джона Нэша, до неузнаваемости исказив правдивый образ). Сценарист Дастин Лэнс Блэк получил премию «Оскар» за умение написать о культовой личности - ярком политике Харви Милке, представив его с обеих точек зрения человека и гражданина, который вывел своих последователей из социального на политический уровень, закрепив их права не столько речами, сколько законами. 1970-е годы - это, разумеется, не стародавняя эпоха, и все-таки это исторические времена, поэтому сценарист и режиссер с почтением отобразили эпоху того локального сумасшествия, когда народ Сан-Франциско неожиданно обрел уверенность в политике Милке и начал своё движение, не взирая на препятствия с чьей-либо стороны.

Сценарист придал правдоподобности истории, режиссер облек ее в атмосферу 1970-х годов, хотя без феерической игры Шона Пенна вряд ли бы фильм ожидал успех в среде кинокритиков, так как воссозданный им Харви Милк - храбрый, спокойный, ироничный и отнюдь не карикатурный - есть стержень этой, как ни покажется парадоксальным, жизнерадостной картины. Пенн не оценивает с какой-то позиции своего персонажа, он его играет таким, каким был в реальности Милк, что очень украшает творение Гаса Ван Сента. Тот примечательный факт, что роль политика-гомосексуалиста исполняет некогда скандальный и суровый Шон Пенн, говорит о том, что сексуальная ориентация героя не главное в нем, главное - то, к чему стремится герой, чем он живет и ради кого живет. Все мы жаждем покоя, но единицы из нас окунаются в борьбу за настоящий покой, не сдаваясь ни при каких условиях. Это движение напролом, но движение законное, публичное, а не подпольное; все сейчас знают, чем завершилась судьба Харви Милка, но этот итог его стремлений закономерен - в борьбе за покой многих он победил ценой жизни. Актер не акцентирует внимание на ориентации своего персонажа, он сосредоточен на политической его жизни, благодаря которой незаурядную личность все жители Сан-Франциско запомнили на долгие годы и возвели в культ.

Динамичная и местами грустно-очищающая музыка Дэнни Эльфмана сопровождает политический путь главного героя, а операторская работа Харриса Са-видеса туманными, рассеянными кадрами в данном случае олицетворяет тернистость этого нелегкого пути главного героя. Синий цвет здесь явно доминирует, но он же - цвет радости, цвет энтузиазма, цвет надежды на лучшие времена. В массовке совершенно бесплатно согласились сниматься жители Сан-Франциско, съемки прошли в известных частях города, где выступал Харви Милк, озаряя слушателей своим красноречием.

Неплохо постарались декораторы, дизайнеры и гримеры - все в картине пышет атмосферой 1970-х годов, когда были модными забавные для современности курчавые причёски и большие очки, а в отутюженных костюмчиках и пестрых джемперах актерский состав смотрится чуть ли не идеально - любопытно, что в таком антураже происходили драматические события, но это помогает картине приобрести остроту повествования, некую противоречивость, неоднозначность. Рядом с Шоном Пенном мало кто умеет выглядеть достойно, но перспективному Джеймсу Франко, так метко выбранному командой подбора актеров, это удалось: обаяние молодого коллеги весьма неплохо контрастирует с харизмой опытного игрока. Харви Милк в этом симпатичном дуэте словно путешественник из приключений Кэрролла Льюиса при Чеширском Коте, исчезающим для того, чтобы возратиться, освещая своим оптимизмом дорогу жизни. Расцвет увядания личности минимали-стично показан Джошем Бролином, исполняющим роль Дэна Уайта, примерного семьянина, известного политического деятеля, которому оказался неприятен со стороны Милка круг защищаемых им интересов. Лихорадочный в своих чувствах Джек Лира, коего сыграл Диего Луна, может показаться излишне экспрессивным, но такие люди в реальности есть и, возможно, их даже немало. Лира, и это надо понимать, просто другой тип любовника, отличный от ироника Скотта Смита, в его безумстве есть символизм - в это время Милк переживает непростые времена битвы за справедливость. Отдельно можно отметить Эмиля Хирша в роли Клива Джонса, члена предвыборной кампании Милка. Достаточно сказать, что фильм от фильма Хирш играет всё лучше и лучше, за чем наблюдать исключительно приятно.

Попытка сценариста и режиссера совмещать и чередовать в истории личное и гражданское может вызывать разные эмоциональные отклики вплоть до равнодушия, но нельзя не признать, что такой фильм собрал в себе лучшие неписанные правила создания и развития биографической ленты: от центристской роли Шона Пенна на фоне крепких второплановиков до воодушевляющего тона этой несколько старомодной по-своему и намеренно слегка суховатой картины. Терпкое вино, которое с годами будет только лучше.

Евгений Авижус
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 253 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio